Соединение арматуры внахлест ГОСТ
795792.ru

Строительный портал

Соединение арматуры внахлест ГОСТ

Нахлест арматуры при вязке – нормы соединения по СНиП

Армирование – ответственная часть устройства всех монолитных конструкций, от которого зависит долговечного и надежного будущего строения. Процесс заключается в создании каркаса из металлических стержней. Он размещается в опалубку и заливается бетоном. Чтобы создать этот каркас, прибегают к вязке или сварочным работам. При этом большую роль при вязке играет правильно рассчитанный нахлест для арматуры. Если он недостаточный, то соединение окажется недостаточно прочным, а это сказывается на эксплуатационных характеристиках. Поэтому важно разобраться, какой именно делать нахлест при вязке.

Виды соединений

Существует два основных метода крепления арматуры, согласно строительным нормам и правилам (СНиП), а именно пункту 8.3.26 СП 52-101-2003. В нем прописано, что соединение стержней может выполняться следующими типами стыковки:

  1. Стыковка прутьев арматуры без сварки, внахлест.
    • внахлест с использованием деталей с загибами на концах (петли, лапки, крюки), для гладких прутьев используются исключительно петли и крючки;
    • внахлест с прямыми концами арматурных прутьев периодического профиля;
    • внахлест с прямыми концами арматурных прутьев с фиксацией поперечного типа.
  2. Механическое и сварное соединение.
    • при использовании сварочного аппарата;
    • с помощью профессионального механического агрегата.


Требования СНиП указывают на то, что бетонное основание нуждается в установке минимум двух неразрывных каркасов из арматуры. Их делают посредством фиксации стержней внахлест. Для частного домостроения подобный способ используется чаще всего. Это связано с тем, что он доступный и дешевый. Созданием каркаса может заняться даже новичок, так как нужны сами прутья и мягкая вязальная проволока. Не нужно быть сварщиком и иметь дорогостоящее оборудование. А в промышленном производстве чаще всего встречается метод сварки.

Обратите внимание! Пункт 8.3.27 гласит, что соединения арматуры внахлест без применения сварки, используется для стержней, рабочее сечение которых не превышает 40 мм. Места с максимальной нагрузкой, не должны фиксироваться внахлест вязкой или сваркой.

Соединение прутьев методом сварки

Нахлест стержней методом сварки используется исключительно с арматурой марки А400С и А500С. Только эти марки считаются свариваемыми. Это сказывается и на стоимости изделий, которая выше обычных. Одним из распространенных классов является класс А400. Но сращивание изделий ими недопустимо. Нагреваясь, материал становится менее прочным и теряет свою устойчивость к коррозии.

В местах, где есть перехлест арматуры, сваривание запрещается, несмотря на класс стержней. Почему? Если верить зарубежным источникам, то есть большая вероятность разрыва места соединения, если на него будут воздействовать большие нагрузки. Что касается российских правил, то мнение следующее: использовать дуговую электросварку для стыковки разрешается, если размер диаметров не будет превышать 25 мм.

Важно! Длина сварочного шва напрямую зависит от класса арматурного прута и его диаметра. Для работы используют электроды, сечение которых от 4 до 5 мм. Требования, регламентированные в ГОСТах 14098 и 10922, сообщают, что делать нахлест методом сварки можно длиной меньше 10 диаметров арматурных прутьев, используемых для работ.

Стыковка арматуры методом вязки

Это самый простой способ обеспечить надежную конструкцию из арматурных прутьев. Для этой работы используется самый популярный класс стержней, а именно, А400 AIII. Соединение арматуры внахлест без сварки выполняется посредством вязальной проволоки. Для этого два прутка приставляются друг к другу и обвязываются в нескольких местах проволокой. Как говорилось выше, согласно СНиП, есть 3 варианта фиксации арматурных прутьев вязкой. Фиксация прямыми концами периодического профиля, фиксация с прямыми концами поперечного типа, а также пользуясь деталями с загибами на концах.

Выполнять соединение прутьев арматуры внахлест абы как нельзя. Существует ряд требований к этим соединениям, чтобы они не стали слабым местом всей конструкции. И дело не только в длине нахлеста, но и других моментах.

Важные нюансы и требования для соединения вязкой

Хоть процесс соединения прутьев с использованием проволоки проще, чем их соединение сварочным аппаратом, назвать его простым нельзя. Как любая работа, процесс требует четкого соблюдения правил и рекомендаций. Только тогда можно сказать, что армирование монолитной конструкции выполнено правильно. Занимаясь соединением арматуры с нахлестом методом вязки, следует обращать внимание на такие параметры:

  • длина накладки прута;
  • местонахождение места соединения в конструкции и его особенности;
  • как перехлесты расположены один к другому.

Мы упоминали, что размешать арматурный стык, сделанный внахлест, на участке с самой высокой степенью нагрузки и напряжения нельзя. К этим участкам относятся и углы здания. Получается, что нужно правильно рассчитать места соединений. Их расположение должно приходиться на участки железобетонной конструкции, где нагрузка не оказывается, или же она минимальная. А что делать, если технически соблюсти это требование невозможно? В таком случае размер нахлеста прутьев зависит от того, сколько диаметров имеет арматура. Формула следующая: размер соединения равен 90 диаметров используемых прутьев. Например, если используется арматура Ø20 мм, то размер нахлеста на участке с высокой нагрузкой составляет 1800 мм.

Однако техническими нормами четко регламентированы размеры подобных соединений. Нахлест зависит не только от диаметра прутьев, но и от других критериев:

  • класс используемой для работы арматуры;
  • какой марки бетон, используемый для заливки бетона;
  • для чего используется железобетонное основание;
  • степень оказываемой нагрузки.

Нахлест при разных условиях

Так какой же нахлест арматуры при вязке? Какие есть точные данные? Начнем с рассмотрения примеров. Первый фактор, от которого зависит нахлест – это диаметр прутьев. Наблюдается следующая закономерность: чем больше диаметр используемой арматуры, тем больше становится нахлест. Например, если используется арматура, диаметром 6 мм, то рекомендуемый нахлест составляет 250 мм. Это не означает, что для прутьев сечением в 10 мм он будет такой же. Обычно, используется 30-40 кратноя величина сечения арматуры.

Итак, чтобы упростить задачу, используем специальную таблицу, где указан, какой нахлест используется для прутьев разного диаметра.

Диаметр используемой арматуры А400 (мм) Количество диаметров Предполагаемый нахлест (мм)
10 30 300
12 31,6 380
16 30 480
18 32,2 580
22 30,9 680
25 30,4 760
28 30,7 860
32 30 960
36 30,3 1090
40 38 1580

С этими данными каждый сможет выполнить работу правильно. Но есть еще одна таблица, указывающая на нахлест при использовании сжатого бетона. Он зависит от класса используемого бетона. При этом чем выше класс, тем разбежка стыков арматуры меньше.

Сечение арматуры А400, которая используется для работы (мм) Длина нахлеста, в зависимости от марки бетона (мм)
В20 (М250) В25 (М350) В30 (М400) В35 (М450)
10 355 305 280 250
12 430 365 355 295
16 570 490 455 395
18 640 550 500 445
22 785 670 560 545
25 890 765 695 615
28 995 855 780 690
32 1140 975 890 790
36 1420 1220 1155 985

Что касается растянутой зоны бетона, то в отличие от сжатой зоны, нахлест будет еще больше. Как и в предыдущем случае, с увеличением марки раствора длина уменьшается.

Сечение арматуры А400, которая используется для работы (мм) Длина нахлеста, в зависимости от марки бетона (мм)
В20 (М250) В25 (М350) В30 (М400) В35 (М450)
10 475 410 370 330
12 570 490 445 395
16 760 650 595 525
18 855 730 745 590
22 1045 895 895 775
25 1185 1015 930 820
28 1325 1140 1140 920
32 1515 1300 1185 1050
36 1895 1625 1485 1315

Если правильно расположить нахлест друг относительно друга и сделать его нужной длины, то скелет основания получит значительные увеличения прочности. Соединения равномерно распределяются по всей конструкции.

Согласно нормам и правилам (СНиП), минимальное расстояние между соединением должно составлять 61 см. Больше – лучше. Если не соблюдать эту дистанцию, то риск, что конструкция при сильных нагрузках и в ходе эксплуатации будет деформироваться, возрастает. Остается следовать рекомендациям, для создания качественного армирования.

ГОСТ 14098-91 Соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Типы, конструкции и размеры

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

СОЕДИНЕНИЯ СВАРНЫЕ АРМАТУРЫ И ЗАКЛАДНЫХ ИЗДЕЛИЙ
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ

ТИПЫ, КОНСТРУКЦИИ И РАЗМЕРЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ИНВЕСТИЦИЯМ

ТЕРМИНЫ И ПОЯСНЕНИЯ

ОЦЕНКА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ КАЧЕСТВ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Оценка эксплуатационных качеств сварных соединений при статической нагрузке

КОНСТРУКЦИЯ И РАЗМЕРЫ СОЕДИНЕНИИ АРМАТУРЫ С ОТНОШЕНИЕМ ДИАМЕТРОВ ОТ 0,5 ДО 0,8

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

СОЕДИНЕНИЯ СВАРНЫЕ АРМАТУРЫ И ЗАКЛАДНЫХ ИЗДЕЛИЙ
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Типы, конструкции и размеры

Welded joints of reinforcement and inserts for reinforced concrete structures.
Types, constructions and dimensions

Дата введения 01.07.92

Настоящий стандарт распространяется на сварные соединения стержневой арматуры и арма турной проволоки диаметром 3 мм и более, сварные соединения стержневой арматуры с прокатом толщиной от 4 до 30 мм, выполняемые при изготовлении арматурных и закладных изделий железо бетонных конструкций, а также при монтаже сборных и возведении монолитных железобетонных кон струкций.

Стандарт устанавливает типы, конструкцию и размеры указанных сварных соединений, выпол няемых контактной и дуговой сваркой.

Стандарт не распространяется на сварные соединения закладных изделий, не имеющих ан керных стержней из арматурной стали.

1. Обозначения типов сварных соединений и способов их сварки приведены в табл. 1.

Тип сварного соединения

Способ и технологические особенности сварки

Положение стержней при сварке

Крестообразное

Контактная точечная двух стержней

Любое

То же, трех стержней

Дуговая ручная прихватками

Контактная стержней одинакового диаметра

То же, разного диаметра

Контактная стержней одинакового диаметра с последующей механической обработкой

То же, с предварительной механической обработкой

Ванная механизированная под флюсом в инвентарной форме

Читать еще:  Штамповые испытания буронабивных свай

Дуговая механизированная порошковой проволокой в инвентарной форме

Ванная одноэлектродная в инвентарной форме

Ванная механизированная под флюсом в инвентарной форме

Дуговая механизированная порошковой проволокой в инвентарной форме

Ванная одноэлектродная в инвентарной форме

Ванная механизированная под флюсом в инвентарной форме спаренных стержней

Дуговая механизированная порошковой проволокой в инвентарной форме спаренных стержней

Ванная одноэлектродная в инвентарной форме спаренных стержней

Дуговая механизированная порошковой проволокой на стальной скобе-накладке

Продолжение табл. 1

Тип сварного соединения

Способ и технологические особенности сварки

Положение стержней при сварке

Ванно-шовная на стальной скобе-накладке

Дуговая механизированная открытой дугой голой легированной проволокой (СОДГП) на стальной скобе-накладке

Дуговая механизированная порошковой проволокой на стальной скобе-накладке

Дуговая механизированная открытой дугой голой легированной проволокой (СОДГП) на стальной скобе-накладке

Дуговая ручная многослойными швами на стальной скобе-накладке

Дуговая ручная многослойными швами без стальной скобы-накладки

Дуговая ручная швами с накладками из стержней

Любое

То же, швами с удлиненными накладками из стержней

Дуговая ручная швами без дополнительных технологических элементов

Ванная механизированная под флюсом в комбинированных несущих и формующих элементах .

Горизонтальное

Дуговая механизированная порошковой проволокой в комбинированных несущих и формующих элементах

Ванная одноэлектродная в комбинированных несущих и формующих элементах

Ванная механизированная под флюсом в комбинированных несущих и формующих элементах

Дуговая механизированная порошковой проволокой в комбинированных несущих и формующих элементах

Ванная одноэлектродная в комбинированных несущих и формующих элементах

Ванная механизированная под флюсом в комбинированных несущих и формующих элементах спаренных стержней

Дуговая механизированная порошковой проволокой в комбинированных несущих и формующих элементах спаренных стержней

Ванная одноэлектродная в комбинированных несущих и формующих элементах спаренных стержней

Дуговая ручная швами

Контактная по одному рельефу на пластине

То же, по двум рельефам на пластине

Контактная по двум рельефам на арматуре

Дуговая механизированная под флюсом без присадочного металла

Вертикальное

Дуговая ручная с малой механизацией под флюсом без присадочного металла

Дуговая механизированная под флюсом без присадочного металла по рельефу

Контактная рельефная сопротивлением

Контактная непрерывным оплавлением

Дуговая механизированная в углекислом газе (СО2) в выштампованное отверстие

Дуговая ручная в выштампованное отверстие

Дуговая механизированная в СО2 в отверстие

То же, в цекованное отверстие

Дуговая ручная валиковыми швами в раззенкованное отверстие

Ванная одноэлектродная в инвентарной форме

Горизонтальное

* Соединения Т4 и Т5 (в редакции ГОСТ 14098-85) исключены

2. Условное обозначение сварного соединения имеет следующую структуру:

Пример условного обозначения стыкового соединения, выполненного ванной механизированной сваркой под флюсом в инвентарной форме, положение стержней вертикальное:

3. Для конструктивных элементов сварных соединений приняты обозначения:

d н – номер профиля (номинальный диаметр стержня) по ГОСТ 5781-82 (на рисунках таблиц изображен условно);

d – внутренний диаметр стержня периодического профиля по ГОСТ 5781-82;

d 1 – наружный диаметр стержня периодического профиля по ГОСТ 5781-82;

d ‘н – номинальный меньший диаметр стержня в сварных соединениях;

d – меньший диаметр выштампованного, раззенкованного или цекованного отверстия в плоском элементе;

D – больший диаметр выштампованного, раззенкованного или цекованного отверстия в плоском элементе;

Dp – диаметр рельефа на плоском элементе;

D -диаметр грата в стыковых и наплавленного металла в тавровых соединениях;

D ‘ – диаметр обточенной части стержня;

R – радиус кривизны рельефа;

а – суммарная толщина стержней после сварки в месте пересечения;

b – ширина сварного шва; суммарная величина вмятин;

b ‘, b “ – величина вмятин от электродов в крестообразном соединении;

h – величина осадки в крестообразном соединении; высота сечения сварного шва;

h 1 – высота усиления наплавленного металла;

h 2 – высота усиления корня сварного шва;

Н – высота скобы-накладки;

h св – глубина проплавления (Т8, Т9);

l – длина сварного шва;

l 1 , l 2 – зазоры до сварки между торцами стержней при различных разделках;

l ш – ширина флангового шва (С24 -С32);

l н – длина скоб-накладок, накладок и нахлестки стержней;

l ‘ – длина обточенной части одного стержня (С4);

L – общая длина обточенной части соединений СЗ и С4;

L 1 – длина вставки в соединениях типа С11-С13;

z – притупления: в разделке торцов стержней под ванную сварку; в плоском элементе соединения Т12;

s – толщина: стальной скобы-накладки, плоских элементов тавровых и нахлесточных соединений;

k – высота рельефа и выштампованного профиля на плоском элементе; катет шва в соединениях С24 – С32иН1;

k 1 – зазор между стержнем и плоским элементом в соединениях Н2 и НЗ;

n – ширина рельефа на плоском элементе;

m – длина рельефа на плоском элементе;

g – высота наплавленного металла или «венчика» в тавровых соединениях;

с,с1 – размеры наплавленного металла в соединении Т13;

α, α1, α2, β, β1. γ, γ1 – угловые размеры конструктивных элементов сварных соединений.

4. Термины и пояснения должны соответствовать приложению 1 и ГОСТ 2601-84 .

5. При выборе рациональных типов сварных соединений и способов сварки следует руководствоваться приложением 2.

6. На конструкции сварных соединений, не предусмотренные настоящим стандартом, следует разрабатывать рабочие чертежи с технологическим описанием условий сварки и ведомственный нормативный документ, учитывающий требования действующих стандартов и утвержденный в установленном порядке.

7. Допускается замена типов соединений и способов их сварки, указанных в чертежах типовых и индивидуальных рабочих проектов зданий и сооружений, на равноценные по эксплуатационным качествам в соответствии с приложением 2.

8. Конструкции крестообразных соединений арматуры, их размеры до и после сварки должны соответствовать приведенным на черт. 1 и в табл. 2, 3.

9. Отношения диаметров стержней следует принимать для соединений типа К1 – от 0,25 до 1,00, типа К2 – от 0,50 до 1,00.

10. Для соединений типов К1 и К2 величину осадки (черт. 1) определяют по формулам:

для двух стержней

для трех стержней

где а – суммарная толщина стержней после сварки в месте пересечения, мм;

b – суммарная величина вмятин ( b ‘ + b “), мм.

Величины относительных осадок h / d н для соединений типа К1 должны соответствовать приведенным в табл. 2. Величины относительных осадок h / d н для соединений типа К2 следует принимать в два раза меньше приведенных в табл. 2, но не менее 0,10.

11. Конструкции стыковых соединений арматуры, их размеры до и после сварки должны соответствовать приведенным в табл. 4 – 17.

12. В соединениях типа С2-Кн отношение d ‘ н / d н допускается от 0,3 до 0,85 при предварительном нагреве стержня большего диаметра в режиме сопротивления, используя для этого вторичный контур стыковых сварочных машин и специальные устройства.

13. Конструкции нахлесточных соединений арматуры, их размеры до и после сварки должны соответствовать приведенным в табл. 18- 21.

14. Конструкции тавровых соединений арматуры с плоскими элементами закладных изделий, их размеры до и после сварки должны соответствовать приведенным в табл. 22- 29.

15. Механические свойства сварных соединений должны удовлетворять требованиям ГОСТ 10922-90.

16. Основные типы, конструктивные элементы и размеры сварных соединений из листового, полосового и профильного металлопроката, используемых в закладных и соединительных изделиях железобетонных конструкций, должны удовлетворять требованиям ГОСТ 5264-80 и ГОСТ 8713-79 .

Обозначение типа соединения, способа сварки

Величина h/ d ‘н, обеспечивающая прочность не менее требуемой ГОСТ 10922-90. для соединения с отношением диаметров d ‘н/ d н

Минималь
ная вели
чина h/ d ‘н обеспечива
ющая ненорми
руемую проч
ность

Правильный нахлест арматуры при вязке

При выполнении мероприятий, связанных с армированием бетонных конструкций, возникает необходимость соединить между собой арматурные стержни. При выполнении работ необходимо знать какой перехлёст арматуры, сколько диаметров по СНиП составляет величина перекрытия прутков. От правильно подобранной длины перехлеста, учитывающего площадь поперечного сечения арматуры, зависит прочность фундамента, или армопояса. Правильно выполненный расчет железобетонных элементов с учетом типа соединения обеспечивает долговечность и прочность объектов строительства.

Виды соединений между арматурными элементами

Желая разобраться с возможными вариантами стыковки арматурных прутков, многие мастера обращаются к требованиям действующих нормативных документов. Ведь удачно выполненное соединение обеспечивает требуемый запас прочности на сжатие и растяжение. Некоторые застройщики пытаются найти ответ согласно СНиП 2 01. Другие – изучают строительные нормы и правила под номером 52-101-2003, содержащие рекомендации по проектированию конструкций из железобетона, усиленного ненапряженной стальной арматурой.

В соответствии с требованиями действующих нормативных документов для усиления ненапряженных элементов применяется стальная арматура, в отличие от напряженных конструкций, где для армирования используются арматурные канаты классов К7 и выше. Остановимся на применяемых методах фиксации арматурных стержней.

В действующих строительных нормах и правилах (СНиП) подробно описывается крепление арматуры всеми существующими в настоящее время способами

Возможны следующие варианты:

  • соединение внахлест вязаных стержней без применения сварки. Фиксация осуществляется с использованием дополнительных стальных прутков изогнутой формы, повторяющих конфигурацию арматурного соединения. Допускается согласно СНиП выполнение нахлеста прямых стержней с поперечным креплением элементов при помощи вязальной проволоки или специальных хомутов.

Нахлест арматуры при вязке зависит от диаметра прутков. Залитые бетоном конструкции из вязаных прутков широко применяются в области частного домостроения. Застройщика привлекает простота технологии, легкость соединения и приемлемая стоимость стройматериалов;

  • фиксация арматурных прутков с помощью бытового электросварочного оборудования и профессиональных агрегатов. Технология соединения арматуры с помощью сварочных установок имеет определенные ограничения. Ведь в зоне сваривания возникают значительные внутренние напряжения, отрицательно влияющие на прочностные характеристики арматурных каркасов.

Выполнить перехлест арматурных прутков с помощью электросварки можно, используя арматуру определенных марок, например, А400С. Технология сваривания стальной арматуры в основном используется в области промышленного строительства.

Читать еще:  Как правильно шпаклевать откосы на окнах?

Строительные нормы и правила содержат указание о необходимости усиления бетонного массива не менее, чем двумя цельными арматурными контурами. Для реализации указанного требования производится соединение стальных стержней с перекрытием. СНиП допускает использование стержней различных диаметров. При этом максимальный размер поперечного сечения прутка не должен превышать 4 см. СНиП запрещает производить соединение стержней внахлест с помощью вязальной проволоки и сварки в местах действия значительной нагрузки, расположенной вдоль или поперек оси.

К таковым относят механические и сварные соединения стыкового типа, а также стыки внахлест, выполняемые без сварки

Фиксация арматурных прутков электросваркой

Стыковка арматуры с использованием электрической сварки применяется в областях промышленного и специального строительства. При соединении с помощью электросварки важно добиться минимального расстояния между стержнями и зафиксировать элементы без зазора. Повышенная нагрузочная способность зоны соединения, растянутой от действия, достигается при использовании арматурных прутков с маркировкой А400С или А500С.

Профессиональные строители обращают внимание на следующие моменты:

  • недопустимость применения для сварных соединений распространенной арматуры с маркировкой А400. В результате нагрева значительно снижается прочность и повышается восприимчивость к воздействию коррозии;
  • повышенную вероятность нарушения целостности стержней под влиянием значительных нагрузок. Действующие правила разрешают применять электродуговую сварку для фиксации арматуры диаметром до 25 мм;
  • протяженность сварочного шва и класс применяемых прутков взаимосвязаны. Таблица нормативного документа содержит всю необходимую информацию о фиксации стержней с помощью электродуговой сварки.

Нормативный документ допускает при выполнении сварочных мероприятий применение электродов диаметром 0,4-0,5 см и регламентирует величину нахлеста, превышающую десять диаметров применяемых стержней.

Арматуру запрещено соединять в местах максимального напряжения стержней и зонах приложения (концентрированного) нагрузки на них

Соединение арматуры внахлест без сварки при монтаже армопояса

Используя популярные в строительстве стержни с маркировкой А400 AIII, несложно выполнить перехлест арматуры с применением отожженной проволоки для вязания.

СНиП содержат рекомендации по осуществлению связывания арматуры и предусматривают различные варианты соединения прутков:

  • соединение с перехлестом прямых концов арматурных стержней;
  • фиксация прутков внахлест с использованием дополнительных элементов усиления;
  • связывание стержней с выгнутыми в форме своеобразных петель или крюков концами.

С помощью проволоки для вязания допускается соединять арматуру профильного сечения диаметром до 4 см. Величина перехлеста возрастает пропорционально изменению диаметра стержней. Величина перекрытия прутков возрастает от 25 см (для прутков диаметром 0,6 см) до 158 см (для стержней диаметром 4 см). Величина перехлеста, согласно стандарту, должна превышать диаметр прутков в 35-50 раз. СНиП допускает применение винтовых муфт наравне с проволокой для вязания.

Дистанция между арматурными стержнями, которые стыкуются нахлестом, в горизонтальном и вертикальном направлении обязана быть от 25 мм и выше

Требования нормативных документов к арматурным соединениям

При соединении прутков вязальным методом важно учитывать ряд факторов:

  • взаимное расположение арматуры в пространственном каркасе;
  • особенности размещения участков с нахлестом относительно друг друга;
  • длину участка перехлеста, определяемую сечением стержня и маркой бетона.

При расположении участка с расположенными внахлест стержнями в зоне максимальной нагрузки, следует увеличить величину перехлеста до 90 диаметром соединяемых стержней. Строительные нормы четко указывают размеры стыковочных участков.

На длину стыка влияет не только диаметр поперечного сечения, но и следующие моменты:

  • величина действующей нагрузки;
  • марка применяемой бетонной смеси;
  • класс используемой стальной арматуры;
  • размещение стыковых узлов в пространственном каркасе;
  • назначение и область применения железобетонной продукции.

Следует обратить внимание, что величина нахлеста уменьшается при возрастании марки применяемого бетона.

В тех случаях, когда используется вязальная проволока, дистанция между стержнями нередко принимается равной нулю, так как в данной ситуации она зависит исключительно от высоты профильных выступов

Рассмотрим изменение величины нахлеста, воспринимающего сжимающие нагрузки, для арматуры класса А400 с диаметром 25 мм:

  • для бетона марки М250 стержни фиксируются с максимальным перехлестом, равным 890 мм;
  • бетонирование арматурной решетки раствором марки М350 позволяет уменьшить нахлест до 765 мм;
  • при возрастании марки применяемого бетона до М400 нахлест прутков уменьшается до 695 мм;
  • заливка арматурного каркаса бетонным раствором М450 позволяет уменьшить перехлест до 615 мм.

Для усилений растянутой зоны арматурного каркаса перехлест для указанной арматуры увеличен и составляет:

  • 1185 мм для бетона М200;
  • 1015 мм для бетона М350;
  • 930 мм для бетона М400;
  • 820 мм для бетона М450.

При выполнении мероприятий, связанных с армированием, важно правильно располагать участки нахлеста, и учитывать требования строительных норм и правил.

Следует придерживаться указанных рекомендаций:

  • равномерно распределять соединения по всему арматурному каркасу;
  • выдерживать минимальное расстояние между стыками не менее 610 мм;
  • учитывать марку бетонного раствора и сечение арматурных стержней.

Соблюдение требований строительных норм гарантирует прочность и надёжность бетонных конструкций, усиленных арматурным каркасом. Детально изучив рекомендации СНиП, несложно самостоятельно подобрать требуемую величину перехлеста арматуры с учетом конструктивных особенностей железобетонного изделия. Рекомендации профессиональных строителей позволят не допустить ошибок.

ГОСТ 34278-2017 Соединения арматуры механические для железобетонных конструкций. Технические условия

Текст ГОСТ 34278-2017 Соединения арматуры механические для железобетонных конструкций. Технические условия

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

СОЕДИНЕНИЯ АРМАТУРЫ МЕХАНИЧЕСКИЕ ДЛЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Технические условия

(ISO 15835-1:2009, NEQ)

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ ло межгосударственной стан* дартизации установлены в ГОСТ 1.0—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия. обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским, проектно-конструкторским и технологическим институтом бетона и железобетона «НИИЖБ» им. А.А. Гвоздева АО «НИЦ «Строительство»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 сентября 2017 г. N? 103-П)

За принятие проголосовали:

Кратко* наименование страны по МК 2 . Максимальное напряжение при испытании должно быть О,вот(0 2).

4.5 По требованию потребителя механические соединения категорий S1 и S2 арматуры должны выдерживать испытания на переменные (растяжение—сжатие) малоцикловые нагрузки, имитирующие сейсмические толчки, и соответствовать требованиям 4.5.1. 4.5.2.

4.5.1 Свойства механических соединений категории S1 после 20 циклов испытаний должны соответствовать следующим требованиям:

• разрывное усилие — не менее ств At,

■ деформативность механического соединения и20 — не более 0.3 мм.

4.5.2 Свойства механических соединений категории S2 после четырех и восьми циклов испытаний должны соответствовать следующим требованиям:

• разрывное усилие — не менее удлинение соединительной муфты опрессованного соединения после опрессовки — не менее 10 % соединений партии:

• контроль затяжки резьбовых соединений — не менее 10 % соединений партии.

Результаты визуального и инструментального контроля должны быть оформлены актом.

5.2.3.6 Механические соединения арматуры должны проходить периодические контрольные испытания на растяжение в соответствии с ГОСТ 34227. Результаты испытаний должны быть оформлены протоколом.

5.2.3.7 Испытаниям подвергаются контрольные образцы соединений, случайным образом вырезанные из арматуры, установленной в конструкции, либо изготовленные совместно с выполнением соединений арматуры возводимой конструкции. Для резьбовых соединений вырезание образцов из конструкций должно выполняться способами, исключающими их раскручивание. Контрольные образцы механических соединений, изготавливаемые совместно с выполнением соединений арматуры возводимой конструкции, должны быть выполнены на точно таком же оборудовании, с применением тех же материалов и при точно таких же условиях, что и при производстве работ.

5.2.3.8 Образцы механических соединений должны проходить контрольные испытания на растяжение со следующей периодичностью:

– три образца на первые 50 соединений;

• три образца на каждые последующие 500 соединений.

По согласованию с проектной организацией допускается другая частота отбора образцов, но не менее указанной выше.

5.2.3.9 Контрольные испытания должны проводиться для каждого диаметра и класса арматуры, а также для каждого типа механического соединения, применяемого при производстве работ.

5.2.3.10 Механические характеристики испытанных образцов должны отвечать требованиям 4.3.

5.2.3.11 Если механические характеристики какого-либо контрольного образца не удовлетворяют требованиям 4.3 настоящего стандарта, то повторно должно быть испытано удвоенное количество образцов. Если механические свойства переиспытанных образцов будут удовлетворять требованиям 4.3 настоящего стандарта, то соединения считаются прошедшими испытания. Если механические свойства хотя бы одного переиспытанного механического соединения арматуры не будут удовлетворять требованиям 4.3 настоящего стандарта, то изготовление соединений должно быть приостановлено для выявления причин, приводящих к несоответствию механических характеристик соединений требованиям настоящего стандарта. Изготовление соединений может быть возобновлено только после устранения этих причин. После возобновления изготовления механических соединений периодические испытания должны быть начаты вновь в соответствии с требованиями 5.2.3.8 настоящего стандарта.

5.3 Оценка соответствия

Объемы испытаний и контролируемые характеристики механических соединений при оценке соответствия принимаются в соответствии с приложением Б настоящего стандарта.

6 Методы испытаний

6.1 внешний вид и качество соединительных муфт и механических соединений проверяют без применения увеличительных приборов.

6.2 Основные геометрические размеры соединительных муфт (длина и наружный диаметр) проверяют штангенциркулем по ГОСТ 166.

6.3 Значение удлинения соединительных муфт олрессованных соединений проверяют с помощью рулетки по ГОСТ 7502 или линейки по ГОСТ 427.

6.4 Усилие затяжки соединительных муфт резьбовых соединений контролируют динамометрическим ключом по ГОСТ 33530.

6.5 Испытания на растяжение, усталостную нагрузку, переменную (растяжение—сжатие) малоцикловую нагрузку механических соединений проводят по ГОСТ 34227.

7 Маркировка, транспортирование и хранение соединительных муфт

7.1 Каждая соединительная муфта должна иметь четкую, легко читаемую маркировку. Способы и место нанесения маркировки должны гарантировать идентификацию механического соединения на всех этапах его приемки.

7.2 Транспортирование и хранение соединительных муфт механических соединений, а также арматурных стержней — по ГОСТ 7566 со следующим дополнением:

Читать еще:  Блоки для строительства бани какие лучше?

• в процессе транспортирования, хранения и бетонирования соединительные муфты, а также подготовленные к соединению концы арматурных стержней должны быть защищены от повреждений и загрязнения бетонной смесью.

8 Гарантии изготовителя

8.1 Изготовитель (поставщик) муфт и оборудования для механических соединений арматуры должен представить инструкции (регламент) по их выполнению, соблюдение которой должно гарантировать выполнение требований настоящего стандарта.

8.2 Изготовитель гарантирует соответствие механических соединений арматуры требованиям настоящего стандарта при соблюдении потребителем условий транспортирования, хранения и применения. установленных в настоящем стандарте и других нормативных документах, утвержденных в установленном порядке в течение срока эксплуатации конструкции.

Приложение А (обязательное)

Порядок аттестации (переаттестации) рабочих, выполняющих соединение стержней

А.1 Аттестация (переаттестация) рабочих, выполняющих механические соединения, каждого конкретного предприятия (организации) осуществляется квалификационной комиссией этого предприятия (организации), состав которой определяет руководитель предприятия (организации). Состав квалификационной комиссии утверждается приказом руководителя предприятия (организации).

А.2 Рабочие, выполняющие механические соединения, подвергаются испытаниям периодически не реже одного раза в год независимо от стажа работы, а также в случае перерыва в работе более 6 мес.

А.З Для аттестации (переаттестации) каждый рабочий должен выполнить по три механических соединения (каждого типа) стержней наибольшего диаметра, используемых при производстве работ. Эти соединения должны быть выполнены с использованием точно таких же материалов, оборудования и способов соединения, которые предполагаются при производстве работ.

А.4 Механические соединения должны быть испытаны на растяжение в соответствии с 6.5 настоящего стандарта.

А.5 Результаты испытания механических соединений должны удовлетворять требованиям 4.3 настоящего стандарта.

А.6 Квалификационные испытания рабочих должны быть зафиксированы соответствующей документацией (протоколами), на основе которой выдается (продлевается) удостоверение на право проведения работ по выполнению механических соединений.

Приложение Б (справочное)

Оценка соответствия механических соединений серийного производства

Б.1 Сертификат соответствия на серийно производимые механические соединения выдается при условии стабильности качества их технологии (соединительных муфт и оборудования для подготовки арматурных стержней и выполнения механических соединений арматуры) и соответствия свойств образцов механических соединений. отобранных от контрольных партий, требованиям настоящего стандарта.

Б.2 Для проведения сертификационных испытаний назначают контрольные партии механических соединений арматуры минимального, максимального и одного промежуточного диаметра из сортамента муфт каждого типа и класса, серийно производимого изготовителем.

Б.З Для проведения сертификационных испытаний на усталостную прочность назначают контрольные партии механических соединений арматуры минимального и максимального диаметра из сортамента муфт каждого типа, серийно производимого изготовителем.

Б.4 Для проведения сертификационных испытаний на малоцикловые нагрузки назначают контрольные партии механических соединений арматуры минимального и максимального диаметров из сортамента муфт каждого типа, серийно производимого изготовителем.

Б.5 Объем сертификационных испытаний — в соответствии с таблицей Б. 1.

Б.6 Допускается проведение сертификационных испытаний механических соединений одною типа по конструкции и перенесение результатов исгытаний на соединения остальных типов.

Таблица Б.1 — Объем сертификационных испытаний

Наименование свойств механических соединений

Количество образцов от каждой контрольной партии

на методы испытаний

1 Разрывное усилие Рв. деформативносгь д соединений и относительное удлинение арматуры после разрушения соединения лр

2 Геометрические параметры соединительных муфт

3 Прочность при многоцикловой нагрузке

4 Прочность при малоцикловой нагрузке

Б.7 Оценку результатов испытаний контрольной партии механических соединений проводят альтернативным методом, т. е. по соответствию фактических свойств требованиям настоящего стандарта (без проверки статистической обеспеченности).

УДК 691.87*427.5:691.714:006.354 МКС 91.190

Ключевые слова: механическое соединение, соединительная муфта, опрессованное соединение, резь* бовое соединение, свойства механических соединений арматуры

Редактор НА. Аргунова Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор М.С. Кабашова Компьютерная верстка А.А. Воронимой

Слано в набор 10.10.2017. Подписано в печать 16.10.2017. Формат 60«64’/g Гарнитура Арнал. Уел. поч л. 1.40. Уч.-иэд. л. 1.26. Тираж 27 экэ Зак. 2022 Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Издано и отпечатано во , 12300! Москва. Гранатный пер.. 4.

Нахлест арматуры при вязке

Верно рассчитанный нахлест арматуры при вязке влияет на итоговое качество конструкции. Надежность такого метода оспорить сложно, однако в процессе работы присутствуют определенные нюансы, при несоблюдении которых результат соединения может оказаться хрупким и недолговечным. Это также может повлиять на скорость затвердевания бетона, что сильно размягчит основание.

Зачем необходимо соблюдать нормы нахлеста арматуры при вязке

При заливке фундамента дома или при возведении любого другого бетонного сооружения (колонны или монолитного блока) насущным остается вопрос прочности и долговечности конструкции. При соблюдении всех строительных норм, дополнительный металлический каркас сильно укрепит конструкцию и сделает ее долговечной, а основание неподверженным влиянию природных условий и времени.

В случае несоблюдения правил, фундамент дома может вскоре обвалиться, что приведет не только к потере большого количества материалов, но и к человеческим жертвам. Это связано с тем, что неверно рассчитанный нахлест арматуры ведет к незатвердеванию бетона в некоторых местах, что приводит к ослабеванию всей конструкции в целом. Для постройки крепкого и надежного каркаса используют несколько способов, в том числе вязку, для которой необходимо использовать нахлест.

Величина нахлеста при соединении арматуры по СНИП

Санитарные Нормы и Правила от 2003 года (сокращенно СНиП) описывают все виды соединений арматур, существующих на данный момент. Стыки внахлест создаются без использования сварочных аппаратов, этим они отличаются от механических (для которых используют муфты и специальное оборудование) и сварных (для которых соответственно нужен сварочный аппарат). Стыки внахлест существуют трех типов:

  1. Стержни с крюками, лапами (загибами) на концах.
  2. Стержни, у которых прямой конец (с приваркой или монтажом на пересечении арматур).
  3. Стержни с прямыми концами (профильные).

Санитарные Нормы и Правила от 2003 года рекомендуют соединять внахлест арматуры сечением до 40 мм. В свою очередь, мировой аналог строительных норм, а именно ACI 318-05 утверждает максимальное допустимое значение сечения стержней 36 мм. Обусловлено это отсутствием доказательной базы надежности соединений большего диаметра, так как испытания не проводились. Также во время вязки, стоит оставлять определенное свободное пространство вокруг нахлеста.

Надо учитывать, что минимальное расстояние, которое нужно оставить для запаса, как по горизонтали, так и по вертикали составляет 25 мм. Однако, если само сечение арматуры больше 25 мм, то и запас нужно рассчитывать, согласно шагу диаметра. Наибольшим расстоянием между элементами является 8 сечений стержня. Но при использовании в вязке проволоки расстояние сокращается до 4 сечений.

Не рекомендуется использовать вязку на участках наибольшего давления, так как место соединения не рассчитано на подобные нагрузки, а лишь на крепление арматур и поддержание их в качестве единой конструкции.

Таблица нахлеста арматуры

Величина напуска арматуры в мм

Диаметр арматурной стали А400 Величина нахлеста
10мм 300мм
12мм 380мм
16мм 480мм
18мм 580мм
22мм 680мм
25мм 760мм
28мм 860мм
32мм 960мм
36мм 1090мм

Нахлест арматуры при разных условиях

Места состыковки арматуры и расположение решетки должен определять проектировщик, а не строители. Так как общая картина проекта, а также знание о величине нагрузки в разных местах известны только ему. В противном случае конструкция может быть нарушена.

Например, во время армирования колонны, следует придерживаться нескольких принципиально важных шагов:

  1. Выпуск необходимо согнуть на немного большую длину, чем сечение арматуры (для диаметра 16мм — это 20мм).
  2. Сгибать арматуру необходимо без нагрева, а с помощью специальных средств, которые смогут обеспечить нужный радиус загиба.
  3. Радиус загиба необходимо указать в проекте и сделать на нем акцент, так как строители вряд ли будут делать это без поручения.

Нормы расхода арматуры на нахлест

Необходимая длина стержней арматуры различается по нескольким критериям:

  1. Для арматуры работающей на сжатие, необходимая длина будет следующей. Так, для арматур диаметра 6 мм — длина 20-22см; 8мм — длина 20-29см; 10мм — длина 25-36см; 12мм — длина 30-43см; 14мм — длина 35-50см.
  2. Для арматур работающих на растяжение, требуемая длина нахлеста стержней должна быть больше. Например, для диаметра 6 мм — длина 20-29см; 8мм — длина 27-38см; 10мм — длина 33-48см; 12мм — длина 40-57см; 14мм — длина 46-67см.

Чем выше класс бетона по прочности, тем меньше должна быть длина стержней для нахлеста. Исключениями являются только арматуры 20, 28 и 32 мм. При классе прочности бетона B35 длина стержней должна составлять 655, 920 и 1050 мм соответственно.

Важные нюансы и требования для соединения вязкой

Процесс соединения арматур с помощью проволоки кажется намного более легким, чем вариант со сваркой или же использование спрессованных муфт и специальных аппаратов. Однако он также имеет свои тонкости и нюансы. Надо учитывать, что не стоит соединять арматуры в местах с повышенной нагрузкой (например, углы зданий). Более того, желательно, чтобы в месте вязки нагрузки вообще не было. Если же технически нет возможности соблюсти это требование, то стоит пользоваться простой формулой: Размер соединения=90*Сечение используемых прутьев.

Также необходимо обращать внимание на основные параметры:

  • длину накладки прута;
  • местонахождение соединения и особенности данного места;
  • расположение нахлестов по отношению друг к другу.

Между соседними местами соединения стрежней арматуры должно быть расстояние, которое можно рассчитать по формуле: Расстояние=1.5*Длину нахлеста, однако получившаяся величина должна быть не меньше 61см.

Также не стоит забывать, что размеры таких соединений регламентированы техническими нормами и нахлест зависит не столько от сечения арматур, сколько от:

  • марки бетона, который используется для заливки;
  • цели использования соединений;
  • класса эксплуатируемой арматуры;
  • нагрузки, оказываемой на основание.

Факты, формулы и цифры, изложенные в СНиПе дают представление о том, как именно делать вязку арматур для построения крепкого и надежного каркаса. Эти знания необходимы владельцам дачных участков, которые хотят что-то построить своими силами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector