Подушка под тротуарную плитку
795792.ru

Строительный портал

Подушка под тротуарную плитку

Устройство основания под тротуарную плитку

Для обеспечения качественной укладки дорожного покрытия, прежде всего требуется подготовить основание под тротуарную плитку. Этот этап работ очень важен, и от правильного его выполнения зависит долговечность и общий внешний вид будущего покрытия.

Виды оснований и требования к ним

Различают три вида основ для последующей укладки тротуарного покрытия:

  1. песчаная, для фиксации покрытия на утрамбованной подушке без дополнительных материалов;
  2. песчано-цементная, получаемая путем приготовления смеси из сухого песка и цемента с целью её дальнейшей укладки в качестве верхнего слоя;
  3. бетонная, для укладки плитки на клеящие растворы по подготовленной твердой поверхности.

Варианты оснований: песчаное, песчано-цементное и бетонное.

Подготовка основания для укладки тротуарной плитки требует соблюдения определенных требований, невыполнение которых может привести к некачественному результату, а в дальнейшем — к возможному нарушению целостности покрытия. К таким требованиям относят:

  • засыпка дренажного слоя для отвода скапливающейся воды и предотвращения подмыва плиточного покрытия;
  • устройство гидроизоляции в виде специальной подложки для предотвращения поступления влаги снизу;
  • обеспечение водостока благодаря наклонной поверхности и наличию специальных отводных канавок;
  • выравнивание поверхности для обеспечения точной подгонки всех элементов брусчатки;
  • углубление в грунт для обеспечения необходимого уровня поверхности тротуарного покрытия;
  • взаимная устойчивость отдельных слоев и отсутствие деформаций.

Зачастую люди задаются вопросом «Возможно ли укладывать тротуарную плитку на старое покрытие?». Возможность таких работ зависит от двух факторов: состояния самого покрытия и его основы. В том случае, когда асфальт, бетон или плиточный слой имеют ровную поверхность, не проседают и не подмыты водой, то новое покрытие вполне можно укладывать, не удаляя старого.

В противном случае придется полностью разобрать то, что было, и выполнить все работы с нуля. Кроме этого необходимо учесть, что при укладке плитки по старому покрытию, уровень дорожки поднимется и вам придется дополнительно заниматься выравниванием уровней с прилегающей территорией.

Земляные работы

Подготовка основания под тротуарную плитку начинается со снятия грунта, так, чтобы итоговое расположение верхнего уровня поверхности площадки или дорожки было вровень с верхней кромкой прилегающей земли. Кроме того, зачастую, верхний слой грунта оказывается довольно рыхлым и не способным выдержать те весовые нагрузки, которые будут приходиться на него из-за веса уложенных материалов.

Глубина снимаемого слоя грунта должна быть такой, чтобы поверхность готового основания была на 2-4 см ниже прилегающей территории. Обычно земля выбирается на глубину 20 см, но если площадка будет предназначена для парковки или проезда автомобиля, то глубину нужно увеличить на 8-10 см.

После выемки грунта дно траншеи нужно хорошо утрамбовать. В том случае, когда сверху находится плодородный слой, весь грунт рекомендуется вынести на клумбы и грядки, а не расстилать рядом с будущей дорожкой.

Дренажная подушка из гравия

После окончания земляных работ, на дно траншеи засыпается слой песка толщиной 5 см. Песок нужно хорошо утрамбовать, проливая водой из шланга, и выровнять. Следующий засыпаемый слой – из гравия, желательно средней фракции.

При засыпке гравия другой фракции возможны трудности: крупная не даст плотной укладки и через время станет возможной просадка основания. Мелкая же фракция, наоборот, ослабит дренажные свойства слоя из-за слишком плотного расположения частиц.

Для выравнивания поверхности слоя из щебня его засыпают песком, который проливается водой и трамбуется. Общая толщина дренажной подушки обычно составляет две трети от общей толщины основания и равна 14-15 см.

Выравнивание песка по штукатурному правилу.

Гидроизоляция основы

После устройства дренажного слоя, на его поверхность нужно расстелить гидроизоляцию, которая не допустит поступление влаги к верхнему несущему слою. Лучшим материалом для этого является новый современный материал — геотекстиль.

Он не гниет, не разлагается со временем, обладает хорошей прочностью и обеспечивает надежную защиту от воды. Если вы не смогли купить геотекстиль, то слой гидроизоляции допускается укладывать из полиэтиленовой пленки, сложенной вдвое.

Слой гидроизоляции должен иметь небольшой уклон для более эффективного отвода влаги. Это следует предусмотреть еще на этапе устройства дренажной подушки.

Три вида оснований

Как уже говорилось выше, для обустройства дорожек и площадок применяют три типа основания под плитку. Выбор зависит от толщины и вида плитки. Песчаную основу применяют при большой толщине плитки, которую еще называют брусчаткой.

Песчано-цементное основание подготавливают для тротуарной плитки средней толщины. В свою очередь, бетонная основа хорошо годится под тонкую тротуарную плитку, которую наклеивают на неё при помощи клеевых растворов.

Песчаная подушка

После того, как будут окончены работы по засыпке дренажного слоя и устройству гидроизоляции, можно приступать к засыпке финального песчаного слоя. В качестве материала здесь лучше всего использовать просеянный речной песок.

Для обеспечения хорошей устойчивости брусчатки, толщина несущего слоя должна быть не менее 7 см. Следует учитывать, что при укладке плитка будет частично погружаться в песок, и насыпать слой, который обеспечит превышение верхнего уровня дорожки или площадки над уровнем земли на 2-3 см.

Засыпку песка нужно производить в три слоя по 2-3 см. Каждый подготовленный слой, после засыпки, поливается водой и трамбуется.

Для качественного трамбования лучше использовать строительную вибромашину, но если ее нет, следует выполнить эту работу вручную, более активно проливая песок водой.

Верхний слой песка необходимо тщательно выровнять, используя штукатурное правило. Приступать к укладке брусчатки можно будет только после получения идеально ровной поверхности.

Песчано-цементное основание

Устройство такого основания под тротуарную плитку выполняется так же, как и песчаная подушка, но в качестве верхнего слоя нужно использовать сухую песчано-цементную смесь. Для приготовления смеси берут одну часть цемента и три части песка по объему. Этот слой также трамбуется, как и предыдущие слои.

Укладку этого слоя нужно производить в сухую погоду, непосредственно перед укладкой плитки. Чаще всего, засыпают и трамбуют нижние слои, а третий, песчано-цементный, засыпают небольшими участками непосредственно перед укладкой тротуарной плитки.

Бетонное основание

Бетон, в качестве основы, применяется для укладки тонкой тротуарной плитки на клеевой цементный раствор. Эта подготовительная работа выполняется после того, как как вы смогли подготовить слой гидроизоляции, и состоит из четырех этапов:

  • установка опалубки;
  • армирование;
  • установка маяков;
  • заливка бетона.

Опалубка

Устройство опалубки необходимо для того, чтобы предотвратить растекание бетона при заливке, если его верхний уровень превышает уровень земли.

Установка опалубки позволяет оставить зазоры для последующей установки бордюрного камня и обеспечивает ровный край бетонного слоя.

В качестве материала для опалубки используют любой плоский материал имеющий хотя бы одну гладкую сторону. Это могут быть доски, ДСП, листовой пластик и т.п. Закрепление листов производится с помощью забитых в землю кольев или установки распорок.

Армирование

Лучшим материалом для армирования бетона является готовая сварная сетка из проволоки диаметром 6 мм и размером ячейки 100х100 мм.

Все металлические детали нужно будет связать между собой вязальной проволокой. Сетка укладывается на дно траншеи. Еще лучше будет, если вы ее немного приподнимите, подложив снизу камни или куски кирпича.

Маяки

После установки армирующих материалов, нужно выставить маяки. Это продольные металлические рейки, верхний уровень которых укажет вам, на какой высоте будет расположена основа под укладываемую тротуарную плитку. В качестве маяков очень удобно применять стальной оцинкованный профиль для установки гипсокартона.

Маяки закрепляются в горках из цементного кладочного раствора на требуемой высоте, параллельно друг другу. Использовать для закрепления маяков гипсовые растворы нельзя.

Заливка бетона

Перед заливкой бетона поперек дорожек и площадок необходимо установить вставки из листового материала толщиной 3-4 мм. После схватывания бетона их вынимают и в монолите остаются технологические швы для компенсации возможных тепловых расширений.

Аккуратная заливка бетона на армированную сетку.

Бетон для заливки основания под укладку тротуарной плитки можно заказать уже готовый, с доставкой на место производства работ. Делать это целесообразно в том случае, если количество заливаемого бетона превышает 3 кубометра. При меньшем количестве приготовить бетон можно самостоятельно. Для этого потребуется наличие цемента, песка, щебня и миксера-бетономешалки.

Соотношение составляющих компонентов бетонной смеси напрямую зависит от марки цемента. Если вы приобрели цемент М400, то на каждую его объемную часть необходимо добавить 4,2 части щебня и 2,5 части песка, а для цемента М500 требуется 4,9 части щебня и 3,2 части песка. В итоге вы получаете бетон марки М200, прочность которого вполне обеспечит долговечность вашей дорожки или площадки.

Сперва в миксер загружают все компоненты в сухом виде, перемешивают их, и только потом постепенно добавляют воду до получения необходимой густоты смеси. Заливка производится таким образом, чтобы в бетонной массе не оставалось пустот. Выравнивание поверхности выполняют штукатурным правилом или прочной деревянной рейкой, путем протягивания ее вдоль установленных маяков.

В заключение

Независимо от того, какой вид основания для тротуарной плитки вы делаете, необходимо точно соблюдать технологический процесс при выполнении работ, описанный выше. От качественного устройства основы дорожки и площадки зависит качество укладки тротуарной плитки и долговечность покрытия.

Качественная подготовка поверхности к укладке тротуарной плитки своими руками вполне возможна, но эта работа требует приложения больших физических сил и четкого выполнения инструкций.

Как правильно сделать подушку под тротуарную плитку

Подушка под тротуарную плитку укладывается всегда. При этом обеспечивается устойчивость, надежность и достаточная подвижность покрытия, что позволяет предотвратить его разрушение вследствие пучения грунта. Существуют разные виды оснований: песчано-гравийное, песчано-цементное. При обустройстве стоянки или дороги для автомобилей создается более прочное покрытие — из бетона.

Читать еще:  Плитка для лестничных ступеней в доме

Подготовительные земляные работы

Дальнейшие действия зависят от того, какой вид основания выбран:

  • песчаное покрытие;
  • песчано-цементное;
  • бетонное.

Цементный раствор не готовят при этом, а используют сухую смесь. Заливка водой осуществляется после укладки основания. Для создания бетонного покрытия замешивают цементный раствор. При этом создается опалубка, последовательность действий при подготовке к земляным работам будет уже другой.

Общий этап для формирования любого основания — выемка грунта на участке, где планируется укладывать плитку. Работу выполняют своими руками, т. к. в данном случае не нужно копать глубокий котлован, как под фундамент.

Толщина слоя почвы, который нужно удалить, определяется видом основания: песчаное, песчано-цементное или бетонное. Чем больше материалов при его обустройстве будет использоваться, тем толще слой удаляемого грунта.

Главные критерии, на которые следует ориентироваться, когда производится выемка почвы:

  • площадка, формированная из плитки, должна быть вровень с поверхностью земли, при этом используют столько материалов, чтобы после усадки данное требование выполнялось;
  • если верхний слой грунта рыхлый, допустимо обустраивать покрытие так, чтобы оно было ниже поверхности земли на 2-4 см.

В обоих случаях важно учитывать усадку применяемых сыпучих материалов и почвы. Когда обустраиваются садовые дорожки, тротуары, в большинстве случаев толщина слоя грунта, который снимают, составляет 20 см.

Чтобы сделать более прочным покрытие площадки, отведенной под парковку, дополнительно удаляют еще 8-10 см. В результате глубина небольшого котлована достигает 30 см. Расход материалов увеличится, т. к. в данном случае необходимо создать надежное основание, которое сможет выдержать легковые и грузовые автомобили.

На этапе снятия слоя почвы удаляют сор, камни, сорную траву. Если поверхностный слой почвы плодородный, не рекомендуется разбрасывать его вдоль площадки, где ведутся строительные работы. Здесь будут прорастать сорняки. Такую почву лучше использовать для обустройства грядок и клумб.

После удаления сора и камней формируется уклон в направлении от строений (не более 3%). Дно траншеи утрамбовывается. Это позволит сделать будущее покрытие более прочным, т. к. снижается риск усадки грунта под весом используемых материалов. Устанавливается бордюрный камень.

Дренажная подушка из гравия

Для укладки тротуарной плитки и участков дороги, на которые не оказывается существенной нагрузки, используют щебень. Средний размер фракций материала составляет 5-20 мм. Рекомендованная толщина слоя — 15 см. Этого достаточно при монтаже покрытия тротуара.

Если обустраивается площадка под машину, важно не только тщательно утрамбовать и выровнять грунт, нужно еще и использовать достаточное количество насыпных материалов. В данном случае слой щебня составит 30 см. Средний его размер — до 40 мм.

Сверху формируется более тонкий слой из мелкофракционного щебня толщиной не более 5 см. Средний размер фракций в данном случае составляет 5-20 мм. Нельзя использовать только мелкофракционный или крупнофракционный щебень. При этом может произойти усадка либо нарушится дренаж.

Гидроизоляция основы

Поверх песчаного слоя можно проложить геотекстиль. Это экологичный материал, который не только защищает основание от сорной травы, а покрытие — от проседания, но еще и позволяет правильно организовать гидроизоляцию верхнего покрытия. Геотекстиль укладывают одним слоем внахлест.

Преимущества такого материала:

  • неподверженность гниению, разложению;
  • длительный период службы;
  • высокая прочность.

Кроме того, благодаря геотекстилю снижается вероятность скопления воды под брусчаткой. Если нет возможности использовать такой материал, применяют полиэтиленовую пленку.

Ее складывают вдвое, но даже это не обеспечит надежной защиты покрытия от воды. Пленка быстро деформируется.

Песчаная подушка

Способов обустройства основания множество, в каждом из них применяется песок. Слой этого материала может формироваться под щебневой подушкой, поверх нее. Кроме того, в процессе укладки плитки тоже используется песок. Он выступает в качестве уплотняющего материала. Если укладывать брусчатку непосредственно на геотекстиль или щебень, надежность покрытия снизится.

Финишный песчаный слой формируется после того, как будет выполнена гидроизоляция. Материал должен быть просеян. Причем наилучшим вариантом является речной песок. Толщина несущего слоя зависит от параметров основания, в большинстве случаев она составляет 7 см. В процессе укладки плитка частично погружается в песчаное основание.

Материал нужно постоянно трамбовать. Для этого используется специальное оборудование. Можно выполнять работы своими руками, в данном случае песок смачивают водой. Перед монтажом брусчатки слой этого материала выравнивают штукатурным правилом.

Песчано-цементное основание

Принцип формирования финишного слоя в данном случае такой же, что и в случае с песчаным основанием. Только вместо чистого песка готовится смесь компонентов. Это позволит сделать покрытие монолитным. Смешивают песок и цемент в соотношении 3:1. После того как будет сформирован финишный слой, его выравнивают. Трамбовать песчано-цементную смесь необязательно.

Трамбовка выполняется в процессе монтажа брусчатки. Когда используется цементно-песчаная смесь, важно выполнять работу в сухую погоду при условии, что влажность воздуха не превышает нормального уровня. При контакте с влагой цемент начинает затвердевать. Это приводит к снижению качества покрытия.

Бетонное основание

Такой вариант выбирают при монтаже парковочной площадки или участка дороги, на который будет оказываться повышенная нагрузка.

Плитка поверх такого покрытия укладывается с помощью клеящего состава. Перед заливкой бетона формируется дренажная подушка.

Основание нужно усилить, для чего используют армирующие прутья. В основе такой подложки под плитку — гидроизоляция.

Благодаря применению влагонепроницаемого материала бетон защищается от воздействия влаги, что позволит увеличить срок службы покрытия.

Опалубка

Составляется схема будущей площадки. Определяются ее размеры, параметры каждого слоя сыпучих материалов. После заливки бетоном изменить их будет невозможно, поэтому важно правильно установить опалубку. Она позволяет придать нужную форму раствору, если поверхность дорожки выше уровня почвы.

При монтаже опалубки используют дерево: щиты, доски. Подойдет и щитовой пластик, ДСП. Одна сторона изделий должна быть плоской. Их фиксируют с помощью предварительно установленных кольев.

Армирование

На дне траншеи формируется песчано-гравийная подушка. Вышеописанный принцип выполнения таких работ можно взять за основу и при укладке плитки на бетон. Поверх слоя щебня располагают армирующий каркас.

Маяки

Перед заливкой бетона важно определить границу, выходить за которую нельзя. Это позволит создать ровное покрытие. В качестве маяков применяют металлический профиль. Его располагают вдоль всей площадки. Можно использовать профили для гипсокартона.

Они выполнены из оцинкованного металла, отличаются существенной длиной. Крепятся маяки с помощью небольшого количества цементного раствора. Профили располагают параллельно друг другу на некотором расстоянии (не больше длины штукатурного правила).

Заливка бетона

Применяют цемент М400 или М500. Перед заливкой ребром устанавливают листовой материал любого вида, его толщина не должна превышать 4 мм. Когда цементный раствор затвердеет, листы убирают, в результате получают компенсаторные швы, благодаря которым покрытие не деформируется при перепадах температур.

Раствор готовится с помощью строительного миксера. Сначала смешивают сухие компоненты. После получения равномерной смеси постепенно добавляют воду. Нужно контролировать, чтобы в массе бетона при заливке траншеи не было пустот.

Подготовка основания для укладки тротуарной плитки

Аналогично фундаменту здания основание под тротуарную плитку служит той базой, надежность исполнения которой определяет многое — долговечность, устойчивость, целостность удерживаемой на себе конструктивной части. В данном случае речь идет о тротуарном покрытии.

Неровность кладки плитки создает немало неудобств, не считая испорченный внешний вид. Выемки, провалы, бугорки и другие погрешности выступают ярким примером того, что основание было сделано некачественно, с нарушением технологического процесса. Поэтому устройство основания под тротуарную плитку требует внимательности, знания азов всего процесса и намерения выполнить работу аккуратно. Большинство хозяев даже не пытаются сделать основу под тротуарную плитку своими руками, спеша сразу же пригласить бригаду отделочников. Хотя это несложно выполнить самостоятельно, если знать, как.

О чем эта статья

Подготовка материалов для подушки

Дорожки или площадки на придомовой или приусадебной территории затем и создают, чтобы обеспечить возможность комфортно передвигаться по устойчивому, лишенному травянистой поросли и грязи покрытию. Грамотно организованная подготовка основания для укладки тротуарной плитки является тем секретом, который обеспечивает создание ровного и долговечного покрытия. Прежде чем начать изготавливать основание под брусчатку, следует четко определиться с вариантом строительного материала. Именно он будет служить в качестве так называемой подушки для будущей кладки пешеходного покрытия. Для чего обычно привлекают такие компоненты, как:

  • цемент и песок;
  • отсев;
  • галька, гравий;
  • щебень, шлак.

Обоснование выбора гравийно — песчано-цементной основы

Бетонная основа под тротуарную плитку выступает не чем иным, как однородно залитая цементным составом почва, верх которой закрывает плиточный материал. К бетонированию подушки прибегают в таких ситуациях, когда нужно обеспечить покрытию повышенную стрессоустойчивость против сильных нагрузок от техники и транспорта. На бетонной подушке гораздо легче выравнивать элементы по уровню. Раствор при застывании на дает усадки, а также нивелирует все погрешности грунта, такие как проседания, провалы, возникающие из-за слабой трамбовки.

Подобный тип основания редко находит применение вследствие проблематичности создания устройств отведения влаги. Бетонный слой не дает воде двигаться глубоко внутрь грунта, чего нельзя сказать про гравийно-песчаную подушку. В итоге влага собирается в промежутках между слоями, в порах и щелях. Когда наступает сильный мороз, вода расширяется и может деформировать покрытие, образуя на нем расколы и трещины. В связи с чем для подобного рода пешеходных дорожек создаются некоторые приспособления для водоотведения — ливневки, влагоприемники и пр. В таких способах отведения влаги не нуждаются гравийно-песчаный и цементный слои. И это несмотря на то, что технологически их выполнить гораздо проще и менее затратно. Чем и объясняется целесообразность обустройства именно данного варианта подушки.

Читать еще:  Как очистить керамическую плитку от старого раствора?

Устройство площадки под тротуар

Самое первое, что предусматривает подготовка основания под тротуарную плитку — это приготовление площадки для последующих работ. Грунт является той базой, на которой будет организована вся совокупность слоев покрытия. Именно эта база представляется наиболее опасным местом, обеспечивающим уйму сложностей. Нередко деформация кладки тротуарной плитки происходит вследствие проседания грунта. По этой причине первыми начинают мероприятия по повышению прочностных характеристик земляной поверхности.

Для чего устраняют весь мусор, скашивают всю зеленую поросль. Затем производят трамбовку намеченной территории с периодическим поливанием ее водой. Почвенная поверхность должна уплотниться и выровняться. Именно эти качества грунта будут отвечать за устойчивость основы. Для придания ей ровности почву анализируют на наличие бугристости и углублений. Первые подрезают лопатой, вторые заполняют щебнем, шлаком либо грунтом.

Далее подготовка к укладке тротуарной плитки предполагает нанесение на рабочей площадке разметки и постановку направляющих маячков, именуемых «красными метками». Эти метки — нити шпагата, привязанные между вбитых в землю кольев. Выбрав соответствующий уровень тротуарной высоты, нить прикрепляют согласно этому будущему уровню возвышения тротуара. При планировании постановки водоприемников, принимают во внимание угол наклона в несколько градусов. Красные метки способствуют максимально ровному выкладыванию плит.

Одновременно расставляют укрепляющие бордюры по сторонам площадки. Сделать это не запрещается и после обустройства основополагающего слоя, для чего потребуется сооружение и установка опалубочных устройств, предохраняющих от осыпания грунта.

Оптимальная высота бордюра — 50 см. При этом набор шагов следующий.

  1. Отрывают траншею глубиной в 30 см;
  2. На дно настилают слой щебня (порядка 10 см);
  3. Поверх него укладывают слой цемента — толщина 2 см;
  4. В углубление монтируют бордюрные плиты. Для качественного водоотведения бордюр ставят так, чтобы своим краем он не доставал уровня поверхности брусчатки.

Обустройство базового слоя

Устраиваемая подушка под тротуарную плитку может принимать разную внутреннюю структуру. Варианты применяемых материалов и количества прослоек при этом делают различными. Однако формирование двух базовых пластов обязательно для исполнения. Таковыми выступают фундаментальный и поверхностный слои.

Первый слой под плитку изготавливают для придания ровности поверхности, устранения ее кривизны. Тут уместен выбор двух противоположных типов материалов — гравия либо бетона. Заливка из бетона больше подходит для участков, где восприятие нагрузок повышено (для дорог, например). Гравийную же посыпку нередко используют для тротуаров. В некоторых случаях выбирают сочетание двух материалов.

При выборе гравия важно учитывать, что насыпка из него требует тщательного трамбования. В высоту прослойка может составлять от 15 см и выше. Величина эта достаточно значительная, потому и процедура уплотнения материала довольно трудоемкая. В связи с чем рекомендовано укладывать гравийную подушку тонкими слоями в несколько заходов, последовательно трамбуя каждый слой.

Очень действенным является привлечение специального дорожно-строительного механизма — виброплиты, которое предназначено для придания плотности сыпучим материалам. За отсутствием такого специализированного устройства можно пользоваться ручной трамбовкой, что намного хуже первого варианта.

Поверхностный слой основания для тротуарной плитки создается из песка или же цементно-песчаной гарцовки. Песок может быть выбран, если фундаментальный слой был выполнен максимально качественно с сильной утрамбовкой гравия. Для других ситуаций приготавливают гарцовочный состав. Для чего соединяют цемент марки М 400 и очищенный песок в пропорции 1 к 5, пользуясь при этом бетоносмесителем.

Прослойка из гарцовки выполняет роль корректирующей подушки для тротуарной плитки, величина ее толщины может составлять 5-10 см.

Рекомендации при использовании бетона

При выборе бетона в качестве фундаментальной основы следует принять во внимание некоторые пояснения рекомендательного характера.

Когда зацементированные бордюрные плиты затвердеют, на следующий день приступают к заполнению бетонной смесью. Если площадка создается для перемещения по ней крупногабаритной техники, то бетонную основу дополняют арматурой с величиной ячеек порядка 20 см. При создании тротуаров для пешеходов такая мера не предусматривается.

Для обеспечения доступа к грунту влаге проделывают дренажные отверстия. Для чего пользуются отрезками трубы (по 20 см — длина каждого), при этом их длина должна быть сопоставима с высотой бетонной толщи.

Такие куски устанавливают с распределением по всей площади (один отрезок трубы на метр квадратный). После чего замешивают типовой бетонный раствор из цемента М 150–200. В толщину бетон заливают слоем в 15 см. С армированием слой бетона должен составить не менее 20 см. Когда бетон схватится, отверстия дренажа засыпают щебнем.

Зная основные моменты того, как приготовить основание для тротуарного плиточного покрытия, свой выбор нужно делать обоснованно и в отношении приобретаемых материалов и в отношении планируемой технологии работ.

Подготовка основания для укладки тротуарной плитки

Чтобы качественно уложить тротуарную плитку, необходимо должным образом выровнять основание под дорожное покрытие. От того, как подготовлена площадка, будет зависеть срок службы плитки и итоговый результат работы по обустройству тротуара.

Какое должно быть основание под брусчатку

Подготовка площадки для монтажа тротуарной плитки требует соблюдения ряда условий. Базовыми требованиями к основанию являются:

  • устройство дренажной подушки для отведения скапливающейся влаги и предупреждения разрушения элементов мощения;
  • укладка гидроизолирующего слоя для предотвращения скапливания излишков воды;
  • обустройство водосточной системы, а также стоковых каналов с учетом уклона местности.

Основание должно быть ровным, чтобы обеспечивать надежную укладку плиточного покрытия.

Обязательно наличие углубления для организации дренажа и предотвращения движения форменных элементов брусчатки в случае проседания грунта.

Многих людей интересует вопрос: «Можно ли класть тротуарную плитку на старое покрытие?» Такая возможность зависит от двух аспектов: состояния непосредственно покрытия и его базы. Если плиточный слой или асфальт не размыт водой, ровный и без просадки, мощение осуществляют без удаления имеющегося покрытия. В иных случаях старую плитку разбирают и начинают работу с нуля.

Как подготовить основу для укладки

Материалы и инструменты

Перед земляными работами необходимо заготовить следующие материалы и инструменты:

  • форменные элементы мощения , бордюры;
  • штыри или колья из металла или дерева;
  • горизонтальный уровень;
  • шланг с рассекателем или обыкновенную лейку для увлажнения подстилающего слоя и основания;
  • уголок из металла, швеллер , а также грабли для разравнивания присыпанной площадки;
  • веник.

Чтобы разметить участок, понадобится бечевка, садовая лопата для удаления верхнего слоя грунта и обустройства траншеи.

Как подготовить основание

Подготовка площадки заключается в снятии почвенного слоя таким образом, чтобы конечное расположение верхнего уровня поверхности основания находилось наравне с кромкой прилегающего грунта.

Глубина снимаемой земли должна быть такой, чтобы поверхность подготовленной площадки была ниже на 2-4 сантиметра по сравнению с прилегающей территорией.

После завершения земляных работ, дно траншеи нужно как следует утрамбовать. Если сверху расположена плодородная земля, то почву лучше не рассыпать около будущего тротуара, а вывезти на клумбы.

Стабилизация и подготовка грунта

Если почвенный слой достаточно ровный, работы по стабилизации заключаются в выкорчевывании растительности, засыпке ям и утрамбовке. Если на площадке есть большие неровности, для их устранения пользуются строительной техникой — бульдозером, экскаватором или скрепером. Чтобы проверить, насколько ровная площадка, применяют современные контрольно-измерительные приборы: например, лазерный уровень (нивелир).

Следующий этап — подготовка основания под мощение тротуарной плитки. На данной стадии проводят обустройство дренажной подушки. Последовательность работы:

  • засыпать песок на дно траншеи;
  • утрамбовать, поливая его из лейки или из шланга, разровнять;
  • насыпать гравий средней фракции;
  • сверху добавить песок для выравнивания слоя из щебня, полить его водой , утрамбовать.

Толщина дренажа составляет 2/3 от общей толщины основы и равна 14-15 сантиметрам.

После укладки дренажа проводят гидроизоляцию. На поверхности расстилают материал, который препятствует проникновению воды к верхнему слою.

Лучшим гидроизоляционным материалом считается геотекстиль. Он характеризуется повышенной прочностью и надежной защитой от влаги. Материал не разлагается и не гниет.

Альтернативный вариант гидроизоляции — укладка полиэтиленовой пленки, сложенной вдвое.

Для повышения эффективности отвода влаги гидроизоляционный слой должен иметь небольшой уклон. Этот факт учитывают на стадии обустройства дренажа.

Виды подстилающих слоев и их обустройство

Подстилающий слой представляет собой многослойный «пирог», для укладки которого используют различные сыпучие и каменные материалы. Он выполняет следующие функции:

  • защищает элементы мощения от разрушения зимой вследствие движения почвы;
  • зрительно выравнивает мелкие недостатки на поверхности.

Чтобы выбрать оптимальную технологию организации подстилающего слоя, учитывают условия эксплуатации плитки и тротуарной дорожки в общем.

Когда брусчатка используется для движения пешеходов, применяют песчаную подушку. Если по площадке будет проходить легковой и грузовой автотранспорт, желательно класть плитку на монолитное основание.

Гарцовка

Если тротуар имеет незначительный уклон, плитку монтируют на гарцовку (строительную сухую смесь). Применение данного состава позволит добиться надежного скрепления элементов мощения с основой.

Сухая укладочная смесь представляет собой цементно-песчаную или известково-песчаную массу, смешанную в разных консистенциях.

Особенности укладки гарцовки под плитку:

  • состав насыпают на готовое основание в сухом виде;
  • уплотняют и выравнивают по всей площади с помощью виброплит или трамбовок;
  • перед монтажом плитки поверхность подушки немного увлажняют для повышения качества сцепления и вязкости.

Гарцовочный слой подойдет при обустройстве пешеходных дорожек с минимальной механической нагрузкой.

Песок

Устройство песчаной подушки обеспечит тротуарной плитке неподвижность по горизонтали и по вертикали. Слой песка должен быть 8-10 см. При малых нагрузках на тротуар достаточно 5 см. Песок утрамбовывают и выравнивают брусом или штукатурным правилом.

Читать еще:  Смазка для форм тротуарной плитки своими руками

Чтобы поверхность песка получилась ровной, вдоль дорожки устанавливают маяки в произвольном количестве.

Песок можно увлажнить для повышения качества уплотнения. Это также обеспечит влагостойкость и долговечность плитки. Мощение дорожки осуществляют на сухой песчаной подушке.

Отсев

Отсев — это сыпучий материал, полученный при переработке природного камня. В отличие от песка, такой состав характеризуется меньшей усадкой.

Отсев можно насыпать поверх дренажа из щебня. Каждый подстилающий слой должен составлять 10 см. Утрамбовку проводят до тех пор, пока на поверхности перестанут оставаться следы от обуви.

Внимание! Общий слой отсева не должен быть более 20 см.

Чтобы выровнять подушку под тротуарную плитку, пользуются разными способами:

  • металлическими направляющими;
  • правилом с вырезными пазами;
  • деревянными маяками.

Монтаж плитки на отсев — экономичный вариант по сравнению с другими методами.

Монолитное основание

Сущность технологии состоит в формировании платформы из монолита, устойчивой к проблемной почве. Такая база поможет равномерно распределить нагрузки на брусчатку.

Монтаж плитки на основание из монолита считается самым затратным способом. Технология применяется для обустройства дорожек, которые будут эксплуатироваться в условиях повышенных нагрузок.

Монолитное основание подразумевает два варианта:

  1. Монтаж элементов мощения на асфальт. Целесообразно, когда асфальтное покрытие износилось, но демонтаж не проводится. Изношенные фрагменты удаляют и заливают бетоном. Ямки тоже заполняют бетонным раствором, а далее приступают к обустройству брусчатки.
  2. Кладка тротуарной плитки на бетон. Бетонную подушку обустраивают сверху арматурного сетчатого каркаса. Размер ячеек 10 на 10 см. Технология востребована при укладке плиточного покрытия при нестабильных грунтах и в местах с повышенными механическими нагрузками.

Таким образом, выравнивание площадки под кладку тротуарной плитки — важный этап при обустройстве дорожки. Подготовка основания начинается с земляных работ. Осуществляется обустройство дренажа, гидроизоляции, стабилизация грунта. Чтобы обеспечить брусчатке устойчивость, укладывают несущий слой. В зависимости от условий эксплуатации тротуара, в качестве подстилающего слоя выбирают песчаную подушку, гарцовку, отсев или монолитное основание.

Как добротно положить тротуарную плитку на песок

Отделанные тротуарной плиткой дорожки и площадки приусадебных участков выглядят очень эстетично, но долговечность этой красоты зависит от соблюдения технологий укладки этого покрытия , и особенно — от правильной подготовки основания. Гарантию высокой прочности даёт технология настилки брусчатки на цементно-песчаный раствор или бетон, но из-за трудоёмкости исполнения своими руками и высоких расходов эта технология доступна не каждому.

Песок рекомендуется использовать средней зернистости без примесей, иначе на поверхность плитки могут выступать высолы

Можно отказаться от применения бетона при укладке тротуарной плитки, если для подготовки основания правильно использовать песок. Это сэкономит и силы, и денежные средства.

Разобьём на составные части весь объём работ которые включает в себя укладка тротуарной плитки на песок:

  • Разметка дорожек и площадок.
  • Удаление верхнего слоя грунта с последующим уплотнением поверхности и настилкой первого слоя геотекстиля.
  • Сооружение щебневой подушки и установка бордюров.
  • Настилка второго слоя геотекстиля.
  • Устройство цементно-песчаной подготовки.
  • Укладка брусчатки.
  • Заполнение швов.

Традиционные виды работ, выполняемые при укладке тротуарной плитки, рассмотрим кратко, уделив больше внимания технологии монтажа брусчатки на песчаное основание.

Разметка дорожек и площадок

Разметка поверхностей, подлежащих облицовке брусчаткой, производится с учётом следующих факторов:

  • месторасположение;
  • уклон в направлении от строений;
  • нагрузка на поверхность (пешеходы, автотранспорт);
  • конфигурация (условия для безопасного проезда автотранспорта).

Площади размечают своими руками с использованием строительной рулетки длиной 10 метров, деревянных колышков и бечёвки.

Мощение дорожек производится с уклоном в 3% в сторону, противоположную имеющимся строениям, с целью отвести от них ливневые и талые воды.

Схема фундамента под тротуарную плитку

Если по дорожкам планируется движение легкового автотранспорта, то толщина используемой тротуарной плитки должна быть не менее 6 см. При обустройстве проезда автотранспорта ширина дорожек должна обеспечивать пешеходу и машине возможность безопасно разминуться. Радиус кривизны неровных участков проездов должен позволять автомашине выполнить поворот, а габариты площадки или стоянки – развернуться.

Удаление верхнего слоя грунта

С поверхностей, запланированных к укладке плитки, снимают верхний слой грунта толщиной 25-30 см, это приблизительно один штык лопаты. Если площади значительны, эту операцию производят с использованием бульдозера. Затем вручную производят выравнивание и планировку нового основания. Если грунт песчаный или супесчаный, то его нужно уплотнить.

Уплотнение выполняют трамбовкой, изготовленной своими руками из куска бревна длиной 1 метр с прибитой к торцу поперечной ручкой-перекладиной. Более качественное уплотнение выполняется подвижной виброплитой с электроприводом, применение которой, кроме того, сэкономит силы и время.

Затем на уплотнённое основание необходимо уложить в один слой геотекстиль с напуском на обочины, чтобы изолировать грунт от обустраиваемой щебневой подготовки и предотвратить в будущем просадку тротуарной плитки.

Вид геотекстиля, используемого в данной технологии, не имеет значения.

Подушка из щебня и монтаж бордюров

На уплотнённое основание, покрытое геотекстилем, насыпают и разравнивают с учётом запланированного уклона щебень фракции 20-40 мм слоем 12-15 см. По периметру площадок и вдоль дорожек щебень чуть разгребают и по натянутому контрольному шнуру с углублением в щебень устанавливают дорожные камни с зазором 5-10 мм. Для формирования овалов бордюры своими руками режут по длине на 4 части болгаркой с сухорезом и из четвертей выкладывают плавные сопряжения.

Схема устройства основания под тротуарную плитку

Верхняя отметка бордюра не должна быть выше обочины более чем на 5 см. После окончания монтажа бордюров стыки между ними заполняют цементно-песчаным раствором и затирают. Через сутки граблями производят чистовую планировку щебневой подушки с обозначением уклона и учётом выбранного поперечного профиля дорожки (плоский или выпуклый), а затем — уплотнение передвижной виброплитой с электроприводом.

После уплотнения поверх щебня насыпают песок, распределяют его по поверхности слоем толщиной 3-5 см, и уплотнение основания виброплитой повторяют, заполняя песком пустоты в щебне.

Укладка второго слоя геотекстиля

Поверх уплотнённой песчано-щебневой подушки нужно уложить второй слой геотекстиля с напуском на бордюрный камень. Данная технология позволяет изолировать от щебня песчаную подушку, которую предстоит соорудить сверху под укладку брусчатки.

Устройство песчаной подушки под укладку тротуарной плитки

Поверх второго слоя геотекстиля насыпают слой песка толщиной 4-5 см, выравнивают его и уплотняют. Геотекстиль не даст песку осыпаться в нижний слой щебня и вызвать этим просадку брусчатки. На эту песчаную подготовку начинают укладывать тротуарную плитку.

Подушка под тротуарную плитку укладывается в три слоя

Однако существует технология, по затратам мало отличающаяся от устройства песчаной подготовки, но гарантирующая более высокий результат мощения в плане прочности и долговечности. На второй слой геотекстиля нужно положить тщательно перемешанную сухую смесь песка с цементом в пропорции 7:1 слоем 4-5 см и разровнять её.

Цемент в данной пропорции чуть увеличит затраты на укладку плитки, но, постепенно поглощая в силу своей гигроскопичности влагу, сделает подушку монолитной. Процедура приготовления такой сухой смеси несравнима по трудоёмкости с приготовлением своими руками бетона, на который также кладут тротуарную плитку, но даёт близкий к нему результат.

Укладка брусчатки

После устройства песчаной подушки приступают к укладке брусчатки. Тротуарная плитка укладывается в направлении «на себя» с зазором между изделиями в 2-3 мм. Для укладки брусчатки и её корректировки по месту используется мастерок и резиновая киянка. Подрезку плитки производят также своими руками болгаркой с диском-сухорезом, позволяющим не только резать бетон, но и подтачивать его своей боковой поверхностью.

Схема укладки брусчатки

При укладке тротуарной плитки через каждый погонный метр кладки проверяют соблюдение уклона и профиля поперечного сечения покрытия. Правильно формировать выпуклость профиля дорожки позволяет периодическое прикладывание к покрытию изготовленного своими руками шаблона из фанеры.

Обустройство швов тротуарной плитки

Уложив плитку, приступают к обработке стыков брусчатки между собой и с бордюрами. Для этого, используя просеянный песок, своими руками готовят сухую цементно-песчаную смесь в пропорции 1:1, которую по одному ведру высыпают на настеленную плитку и метут жёсткой метлой в сторону уклона, заполняя стыки и швы покрытия.

Когда вся поверхность будет обработана, брусчатку слегка поливают водой из садовой лейки, чтобы только смочить швы и добиться усадки в них сухой смеси.

Через сутки процедуру заполнения швов сухим раствором с последующим смачиванием повторяют. При повторной процедуре заполнения не следует класть смесь в стыки заподлицо с поверхностью дорожек, швы должны быть чётко обозначены на поверхности покрытия. Через 5-7 дней после обустройства швов производят помывку тротуарного покрытия водой из шланга с использованием жёсткой щётки для удаления следов цементного раствора.

Забивать кладку в песок можно и с помощью обычного молотка

Заключение

Применение данной технологии позволяет получить прочное, долговечное покрытие, не проседающее от воздействия ливневых и грунтовых вод, с минимальным использованием цемента и без затрат физических усилий на замесы бетона.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector