Машина для подачи бетона на высоту
795792.ru

Строительный портал

Машина для подачи бетона на высоту

Автобетононасос

Что такое автобетононасос

Автобетононасос (бетононагнетатель) активно применяются в монолитном строительстве, решают задачу подачи раствора на верхние этажи строящихся сооружений. Бетононасос – строительная техника для приема бетона в специальный бункер из АБС и дальнейшей его подачи к месту укладки.

Zoomlion 38X-5RZ (ZLJ5296THB-38X-5RZ) – Автомобиль для перекачки бетона (38 м) на базе шасси Mercedes-Benz Actros 3340

Типы автобетононасосов

  1. С механическим приводом.
    В настоящий момент, почти не пользуются спросом, т.к. имеет ряд недостатков. К недостаткам можно отнести: неравномерная подача бетона из-за короткого хода поршня (30-40 см), ограниченный радиус действия (по горизонтали 300 м, по вертикали максимум 40 м).
  2. С гидравлическим приводом. Обеспечивает равномерную подачу бетона, т.к. ход поршня существенно больше (150-250 см).

По принципу действия насосы делятся на: роторные и поршневые. Роторные больше не производятся. Им на смену пришли более мощные поршневые насосы, способные работать с низкими марками раствора. Производительность у таких насосов 80 -180 куб. метров/ час.

Бетонный насос содержит два цилиндра. Поршни в цилиндре приводятся в движение при помощи кинематического привода. Происходит одновременный процесс всасывания бетона из бункера первым цилиндром и подача его вторым в бетоновод. Важную роль в этом процессе играет работа клапана (шибера). Именно шибер обеспечивает бесперебойную подачу смеси в бетоновод.

Шиберы бетононасосов различают:

  • S-шиберы
  • C-шиберы
  • Рок-шиберы
  • S и C-шиберы рассчитаны для перекачки стандартных видов раствора, рок-шиберы для раствора с крупной фракцией.

Виды бетононасосов

  1. Стационарный бетононасос
  2. Автобетононасос

Стационарный бетононасос это одно-двухосный прицеп-бетононасос в стандартной комплектации. В стандартную комплектацию входит бункер, бетоновод и цилиндры работающие от гидравлической системы привода. Основное оборудование устанавливается на раме, находящейся на шасси. Стационарный бетононасос доставляется на стройплощадку и перемещается по ней грузовой техникой. На месте для обеспечения устойчивости агрегат фиксируется с помощью стопорных клиньев.

К минусам такого бетононагнетателя относят трудоемкость и времязатратность его установки, что сказывается на оперативности работы. Имеется ввиду, что для начала работы насос и трубы необходимо привести, затем собрать бетоновод. После окончания укладки, при необходимости перемещения, часть магистрали бетоновода разбирается, прочищается и монтируются в новую магистраль. Сама магистраль может собираться в различных направлениях: со всевозможными уклонами, поворотами, или стандартно, горизонтально и вертикально.

Несмотря на вышеперечисленные минусы, у стационарных бетононасосов есть один огромный плюс – это самый высокопроизводительный вид бетононасосов. Только стационарник способен поставлять бетон на высоту 250 м, а в горизонтальной плоскости на расстояние до 500 м. Именно эти возможности ценят застройщики специализирующиеся на высотном строительстве.

Aвтoбeтoнoнacoс – спецтехника для вертикальной или горизонтальной подачи раствора, с сохранением подвижных качеств грузовой техники, так как бетононасос устанавливается на шасси грузового автомобиля с колесной формулой 8х2, 8х4, иногда 6х4. Автобетононасосы способны подавать бетон до 65 м в высоту и до 200 м по горизонтали. Максимальная производительность до 225 куб.м./час.

Основные отличия автобетононасосов от стационарных бетононасосов

  1. Подвижность на объекте, при перемещении по стройплощадке отпадает необходимость в привлечении техники для перемещения установки, демонтаже бетоновода и сбора его на новом месте.
  2. Более мобильными и автономными являются специальные автобетононасосы с миксером, способные производить бетон, затем подавать ее к месту укладки, но подача по вертикали у таких агрегатов ограничивается 30 м.
  3. Автобетононасос незаменим, когда на территории стройки есть угроза разрушения существующих ненадежных построек, когда на пути к объекту есть непреодолимые препятствия (реки, бездорожье, ухабы, заборы, ж/д пути, сильные уклоны дороги и др.).

Основные компоненты автобетононасоса: шасси, бетононасос с гидравлическим приводом, раскладная распределительная стрела с бетоноводом, бункер, опоры.

Механизм, от которого зависит дальность подачи бетона — это распределительная стрела. Внешне это выглядит так: несколько шарнирно-сочлененных секций, закреплены на поворотной колонне бетононасоса, на стрелу крепится бетоновод, на окончании которого, находится распределительный гибкий шланг (3-7 м длинной). Так как стрела установлена на поворотной колонне, подача раствора осуществляется в радиусе 360 градусов от бетононасоса.

Стрела имеет три схемы раскладывания:

  • R-образная (стандартная)
  • Z-образная (удобна для работы в стесненных условиях)
  • RZ –образная (универсальная, не имеет мертвых зон при работе)

Производители бетононасосов

В России производством автобетононасосов занимается только одно предприятие, состоящее в группе компаний ОАО «КамАЗ» – это ОАО «Туймазинский завод автобетоновозоив». Производители иностранной техники, востребованной в России: Южная Корея (Concrete Pump Co. Ltd, JUNJIN, DONGYANG и KYUNGWON), Китай (Putzmeister AG, Changsha Zoomlion, Sany), Германия (Sсhwing Stetter), Италия (Sermac, Mecbo). Производят автобетононасосы на шасси Volvo, Scania, MAN, Iveco, VOLVO, Mercedes Benz, МАЗ, Урал.

KCP 42RX170 – Автомобиль для перекачки бетона (40 м) на базе шасси SCANIA 114C 380 6×4

Бетонный насос, машина для перекачки и подачи бетона на высоту

Бетонный насос – специальное устройство для подачи раствора в процессе заливки сооружений и конструкций, которое очень часто используется на строительных площадках. Таким образом удается значительно повысить качество, производительность подачи бетона, автоматизировав часть процесса.

Благодаря бетононасосу строительная смесь подается до места заливки быстро и точно, раствор удается класть вовремя (до начала схватывания), существенно упростив процессы приготовления, транспортировки и подачи материала на строительную площадку. Главное преимущество бетононасоса – возможность быстрого забора из бетономешалки и перекачки свежей смеси без трудовых и временных затрат.

Кроме того, агрегат используется для подачи бетона на высоту, что вообще трудно реализовать ручным трудом. На рынке представлено большое число бетононасосов, которые отличаются по типу установки, особенностям работы, мощности и производительности, управлению. И прежде, чем остановить выбор на определенном варианте, желательно тщательно изучить все спецификации.

Особенности применения

Насос для бетона обычно используют при проведении масштабных строительных работ с применением внушительных объемов растворов. Особенно устройство актуально там, куда нельзя подогнать автомиксер и где смесь нужно подавать на высоту. Благодаря применению насоса удается ускорить выполнение работ, повысить производительность труда при заливке/укладке смеси.

За час механизированной работы можно залить в разы большие объемы бетона в сравнении с использованием привычных методов подачи в емкостях. Ввиду того, что бетононасос – машина дорогая, покупать агрегат ради частного строительства нерентабельно, а вот на крупных проектах и большом объеме работ без него не обойтись. Есть возможность взять насос в аренду, что существенно уменьшит затраты.

Принцип работы автобетононасоса (и любого другого) прост: из емкости, в которой смешивается бетон, смесь грузят в приемный бункер выкачивающего устройства. Раствор начинает принудительно перемещаться, проходя по смонтированному заранее трубопроводу. Специальная стрела увеличивает высоту/расстояние, на которые можно подать бетон.

До начала работы в насосный механизм желательно залить цементное молочко. Оно смазывает всю рабочую систему, не позволяет перегружать мотор агрегата, не допускает наличия в трубопроводе воздушных пустот.

Насос для подачи бетона – достаточно сложный вид оборудования, который демонстрирует высокую продуктивность, но требует профессионального обслуживания.

Специфика применения бетононасоса:

  • К процессу необходимо привлекать специалистов высокой квалификации, которые умеют работать с оборудованием и бетоном в нужном ритме.
  • Максимально четкое соблюдение технологий и правил.
  • Правильная подготовка и организация процесса – бетон подается быстро и в большом объеме, все должно выполняться четко и слаженно.
  • Оптимальный выбор состава специальной бетонной смеси, с обязательным учетом диаметра рукава бетононасоса, расстояния подачи, условий подвода к строительной площадке и т.д.
Читать еще:  Изготовление бордюров из бетона своими силами

Где целесообразно использовать насос для перекачки бетона:

  • Объекты с затрудненным подъездом техники.
  • Необходимость доставить раствор на высоту.
  • Большая плотность застройки.
  • При наличии бюджета для аренды/покупки агрегата – в любых условиях.

Виды оборудования

Существует множество разнообразных видов бетононасосов, отличающихся по характеристикам, габаритам, стоимости и т.д. Выбор осуществляют, исходя из условий, объемов работ, бюджета и основных требований к агрегату.

Стационарная

Стационарные поршневые машины предполагают наличие опоры с колесами. Актуальны для масштабных работ, строительства высоток. Монтируется оборудование на длительное время, запуск осуществляется двигателем на дизельном топливе, бензине. Стационарный бетононасос может подавать смесь на немалую высоту, обеспечивая производительность от 90 м3/час.

Бетон может передаваться на расстоянии до 300 метров. Стационарные модели хорошо показали себя в работе с тяжелыми бетонами. Основные преимущества стационарной установки: возможность монтажа в любой точке объекта, небольшой размер, сравнительно невысокая стоимость аренды.

Прицепная

Данный тип оборудования относится к категории стационарных, так как самостоятельно передвигаться не может и требует транспортировки с привлечением автомобиля. Располагается бетононасос отдельно от авто, работает обычно под управлением дистанционного пульта, питаясь от автономного генератора.

Такие установки хороши для любых типов строительных площадок, хорошо вписываются в любые условия, мощностью обладают средней.

Передвижная

Бетононасос крепят к опоре специально предусмотренного для этого грузового автомобиля. Основные преимущества мобильных установок: маневренность, подвижность, большая мощность (до 150 м3/час), сокращение времени создания разных конструкций.

Насос уже смонтирован на автомобильном шасси, обычно оснащается стрелой с вылетом до 64 метров, может менять направление подачи бетона, сокращая задержки в технологическом процессе. Обычно такой вариант выбирают для небольших объемов бетонирования с существенной площадью заполнения.

Типы насосов

Принцип действия бетононасоса простой и базируется на вытеснении массы смеси. При появлении свободного объема пространства он снова заполняется раствором.

По типу главного рабочего узла машины бывают:

  1. Поршневые – может подавать бетон на расстояние 6-65 метров вертикально, производительность равна 180 м3/час. В процессе взаимодействия поршней и раствора на стенках поршней оседают остатки смеси, оказывающие абразивное воздействие на механизм. Поэтому масса подается рывками. Есть модели с гидромеханизмом, которые более износостойкие и обеспечивают плавную подачу, а также высокое давление, позволяющее подавать смесь на гораздо большие расстояния.
  2. Шнековые – независимо от жесткости смеси, героторный насос работает тихо. При появлении затора в трубопроводе меняется направление вращения мотора, благодаря чему пробка удаляется. Основной недостаток данного типа машины – быстрый износ трубопровода. Зато ремонтируются они быстро и легко.

Как показывает практика, героторные насосы более просты в работе и обслуживании, но гидравлические дают большую производительность и долговечность.

Перемещение бетона

Использование автобетононасоса или стационарного варианта актуально ввиду того, что готовый бетон не может долго стоять и по прошествии времени теряет свои характеристики. Поэтому там, где нужно залить большие объемы вручную, просто невозможно приготовить нужный объем и быстро его использовать. Таким образом, подача через бетононасос становится единственным вариантом качественной и быстрой заливки.

На площадку бетон доставляют в бетоносмесительной конструкции, прикрепленной к автомобильному шасси. В железной емкости вращаются лопасти по часовой стрелке, двигая раствор внутрь. Обратный процесс подталкивает смесь по лопастям в сторону выгрузного отверстия.

Основные преимущества привлечения смесителя:

  • Возможность сохранить однородность раствора, избежать расслоения структуры.
  • Постоянное перемешивание смеси, что позволяет сохранить все технические характеристики раствора даже при небольших задержках.
  • Приготовление нужного объема раствора одной порцией и поддержание его в оптимальном состоянии (чего нельзя сделать вручную).

Объем бочки миксеров в среднем равен 5-9 кубическим метрам, в машине есть специальный погрузочный лоток для поступления смеси к объекту. Для подачи непосредственно в нужное место используют трубопровод, который дает возможность подавать раствор горизонтально/вертикально с применением одного механизма, выполнять работы в труднодоступных местах.

Трубопроводная техника включает в категорию машины для подвода бетона, отдельные виды строительной техники. Отдельные единицы спецтранспорта предполагают монтаж бетононасоса на базу автомобиля, а также применение полноповоротной стрелы.

Рекомендации, советы

Чтобы работа со сложным оборудованием была качественной, производительной и эффективной, бетононасос нужно правильно эксплуатировать. Обычно все требования указывают в инструкции, но важно помнить и о некоторых правилах.

Как правильно использовать бетононасос:

  • До начала работы проверить агрегат на наличие гидравлического давления, значение которого обязательно указывается в техпаспорте.
  • В процессе применения бетононасоса важно постоянно осуществлять контроль за рабочим давлением в системе, придерживаясь указанного в инструкции значения.
  • После завершения процесса подачи бетона трубопровод обязательно чистят под давлением технической жидкостью, ввиду чего установку нужно оснастить насосом для откачки воды.
  • Подходящую для удобной работы и стабильной подачи насосом смесь желательно подбирать методом проб, готовя составы разной консистенции (или заказав на заводе раствор с точными характеристиками – в Москве, регионе многие производители реализуют уже готовые смеси).

  • Важно правильно создать маршрут для прохода смеси – таким образом, чтобы изгибов трубы было минимум. Все трубы должны идти под наклоном, но без прямых углов.
  • До транспортировки смеси бетоновод обязательно нужно смочить цементным молочком или известковым раствором, которые выступят в роли смазки стенок.
  • Длительные перерывы в поставке бетонной смеси запрещены – в случае же производственных застоев периодически прокачивают раствор по трубам каждые 10 минут на минимальной скорости.
  • Основная причина проблем в работе бетононасоса и трубопровода – закупорка насоса. Обычно происходит из-за длительных простоев, слишком высокой вязкости смеси, при отвердевании бетона, приготовленного с нарушением в технологии.
  • Если появился затор, агрегат нужно выключить, отыскать место пробки и очистить трубопровод.
  • Если бетононасос используется в зимнее время, его прогревают паром, а бетонную смесь нагревают до +20-30 градусов до погрузки в машину.

Бетонный насос используется очень часто в самых разных сферах строительства, так как позволяет выполнять поставленные задачи быстро, качественно и с максимальной производительностью. Чаще всего такие машины привлекают в промышленной сфере, так как в частном строительстве это обходится несоизмеримо дорого.

Для чего предназначен и как работает бетононасос — рассматриваем его промышленные и самодельные варианты

Для того чтобы ускорить и облегчить подачу бетона на стройке используют разнообразное оборудование — лотки, бадьи, ленточные конвейеры, бетононасосы. Если устройство, способы и сферы использования первых понятны даже неспециалистам, то последний агрегат распространен на строительных площадках несколько меньше и вызывает интерес.

Рассмотрим вопросы: как работает бетононасос, для чего он предназначен, и какие разновидности его бывают.

Также постараемся раскрыть тему, можно ли собрать это устройство самостоятельно, и как это выполнить.

Для чего предназначены бетононасосы — достоинства и недостатки этого метода транспортировки смеси

Наиболее удобным способом транспортировки любых текучих субстанций являются трубы. Согласитесь перекачивать жидкость быстрее и удобнее, чем носить ее ведрами. Трубопроводный транспорт стараются использовать везде, где это возможно.

Пример — даже самые дешевые перевозки нефти по морю танкерами стараются замещать прокладкой труб по дну. Сравнивать с транспортировкой с помощью железной дороги или автоцистерн вообще нет необходимости.

Применительно это в меньших масштабах и к строительной площадке. Доставлять к месту бетонирования смесь по бетонопроводу проще, чем бадьями или даже с помощью ленточного конвейера.

Читать еще:  Можно ли класть газобетон на цементный раствор?

Для нагнетания бетона используют специальные агрегаты бетононасосы — о них, и пойдет речь дальше.

Достоинства использования бетононасосов

Начнем с плюсов, благодаря которым скорость выполнения бетонирования, по сравнению с другими методами подачи смеси, возрастает почти в три раза (видео в этой статье, приведенное ниже, показывает эффективную работу этих агрегатов), а также улучшается качество выполнения работ.

  1. Можно обеспечить непрерывный процесс укладки. Остановка бетонирования снижает качество готового материала, так как частично затвердевшая смесь плохо сцепляется со свежей, только что приготовленной.
  2. С помощью бетононасосов соответствующей мощности можно легко подать смесь на высоту. Если ленточные транспортеры при горизонтальном перемещении смеси могут даже превосходить характеристики бетононасоса, то для вертикальной ее доставки нужно применять специальные устройства по типу нории.

Интересно. Хотя идея использовать ковшовые элеваторы — нории на стройке высотных зданий очевидна, но ее не реализуют, так как другие способы доставки материалов на высоту более эффективны.

  1. Доставка бетона по трубам позволяет переместить большой объем в кратчайшие сроки. При использовании бадей скорость уменьшается из-за необходимости загрузки бетона в них, а так же небольшой скорости передвижения крана.
  2. Для перемещения смеси с помощью бадей нужен смонтированный кран, вылет стрелы которого ограничен. Если к тому же нужно дополнительно передвигаться по подкрановым путям время доставки еще больше увеличивается. Бетононасос в нем не нуждается.
  3. Иногда, например при уже смонтированном перекрытии подать бадью сверху уже невозможно, зато легко можно подвести бетонопровод.

  1. Бетонопроводы компактны и не занимают много места в отличие от ленточных транспортеров.
  2. Смонтировать трубы быстрее, чем установить секции конвейера.

  1. При перемещении смеси по трубам потери воды минимальны (даже через испарение) это положительно сказывается на качестве бетона. Особенно важен данный факт, когда между местом приготовления (или разгрузки) и местом укладки большое расстояние.
  2. Бетонирование с помощью бетононасоса требует меньшего количества строителей, чем с использованием других методов. Вкупе с сокращением сроков на выполнение работ это снижает затраты на заработную плату.

Благодаря этим преимуществам почти всегда, когда требуется укладка очень большого количества смеси, применяют бетононасосы. Однако есть и некоторые недостатки.

Недостатки использования бетононасосов

  1. Это не самое дешевое строительное оборудование, поэтому затраты на его закупку (или аренду) все таки велики.
  2. Требуется монтаж бетонопровода, что тоже отнимает время. Ситуация решается с помощью подвесных труб на стреле, но радиус их вылета ограничен.
  3. Если требуется точечная заливка небольших мест (например, при монтаже сборно-монолитных конструкций) то выгоднее использовать другие методы транспортировки бетона.
  4. Механизмы насоса и трубы даже изготовленные из специальных материалов с использованием защитных покрытий устойчивых к истиранию все равно изнашиваются, особенно при перемещении смеси с твердыми заполнителями, обладающими абразивными свойствами.

Как видите, недостатки тоже есть, поэтому при небольшом объеме работ (например, нужно залить стяжку небольшой толщины) все-таки выгоднее использовать другие способы подачи.

Конструкции бетононасосов

Для перекачивания жидкостей используют множество принципов — эжекция, использование центробежной силы, использование мембран и т. п. Как и понятно не все они подходят для подачи бетона.

Кроме того если для многих насосов важен не только напор после него и создаваемое разряжение на входе (всас или в других документах всос, подъем) в бетононасос смесь подается прямо к заборнику. Поэтому подавляющее большинство существующих насосов всего трех типов — рассмотрим их подробнее, отметим достоинства и недостатки каждого.

Поршневой насос

Это одна из древнейших и наиболее распространенных конструкций. Движущиеся в цилиндрах поршни захватывают и выталкивают перемещаемую среду при своем движении.

Также действует и бетононасос.

  1. Бетон из смесителя или транспортных средств поступает в приемный бункер. Его емкость подбирается такой, чтобы обеспечить непрерывный процесс. Например, расход смеси 10 м 3 в час, и машины, привозящие тоже по 10 м 3 , приходят тоже каждый час. Чтобы не было перерыва в работе емкость бункера будет 12-15 м3, чтобы не было остановки подачи при задержке транспорта.

  1. Для того чтобы смесь в бункере не расслаивалась как правило его снабжают дополнительным перемешивающим устройством.
  2. Цилиндр насоса связан с приемником через заслонку (шибер) при обратном ходе поршня она открывается, и порция смеси поступает в него.
  3. Когда поршень доходит до задней крайней точки шибер связывающий цилиндр с бункером закрывается, открывается другой, который перекрывал до этого выход в бетонопровод.
  4. При прямом ходе поршня порция смеси выталкивается в бетонопровод.

Для придания движения поршням чаще всего используется не знакомый многим по автомобильным двигателям кривошипно-шатунный механизм (такая конструкция была только в очень старых агрегатах), а гидравлические цилиндры. Поток масла в них регулируется распределителем. Таким образом, обеспечивается необходимое усилие и надежность работы системы.

Открытие и закрытие шиберов также чаще всего управляется гидравликой, хотя возможен и механический привод. Для того чтобы снизить пульсации смеси в бетонопроводе вместо одного цилиндра устанавливают два и очень редко больше.

Достоинства поршневого насоса

  1. Хороший напор. Если нужно подавать смесь на большую высоту или расстояние с этой задачей справляются только поршневые насосы.

  1. Большая производительность благодаря этому почти 75 % выпускаемых бетононасосов поршневые.

Недостатки поршневой системы

Минусы тоже есть:

  1. Данная система сложнее других. Требуются механизмы для согласования движения шибера и поршня, распределители управляющие гидравликой. Также нужно продумывать систему смазки мест контакта поршней с поверхностью цилиндра.
  2. Нужен гидравлический насос, который служит для создания необходимого давления в гидравлических цилиндрах, которые в свою очередь толкают рабочие. Хотя в случае монтажа агрегата на автомашине удобнее связь с ее двигателем через гидравлику, а не систему передач и карданных валов.
  3. Быстрый износ мест примыкания шиберов с входными и выходными патрубками, а также износ самих шиберов.
  4. Неравномерность подачи смеси. Даже у насосов с двумя цилиндрами пульсации довольно заметны. Хотя это и не такая уже большая проблема, так как укладка все равно продолжается, но оперировать с выходным патрубком бетонопровода менее удобно.

Роторные насосы

По конструкции эти насосы гораздо проще. Принцип их работы легко объяснить наглядно. Пройдитесь, гуськом ставя ногу за ногой по шлангу, наполненному водой или другой жидкостью, она будет выдавливаться из него. Так работает и роторный насос.

Его выходной патрубок связан с гибким бетонопроводом, который сразу после выхода из бункера уложен полукругом на жестком основании. Ротор с роликами катается по нему и выдавливает смесь.

Этот тип насоса тоже имеет как плюсы, так и минусы.

Плюсы роторных бетононасосов

  1. Несложный механизм. Бетононасос этого типа включает в себя приемный бункер, ротор с роликами и приводом и корпус в котором он расположен совместно с гибкой частью бетонопровода.
  2. Пульсации на выходе, они хотя и меньше, чем у поршневой системы, но все равно могут быть ощутимы, особенно при небольшом количестве роликов на роторе.
  3. Бесшумная работа.
  4. Небольшие габариты и вес.

Недостатки роторного механизма

  1. Меньший напор и производительность чем у поршневых конструкций.
  2. Большой износ гибкой части напорного участка бетонопровода (хотя его можно считать расходным материалом).
  3. Невозможность работать со смесями, в которые входит крупный заполнитель. Не рекомендуется использовать этот тип для бетонов, в которые включен щебень или гравий фракцией более 10 мм.
Читать еще:  Как приготовить бетон для фундамента?

Шнековый бетононасос

Несколько реже применяющаяся конструкция. Тоже отличается простотой. Принцип действия легко объяснить на примере известной всем мясорубки. Рабочий орган у этого агрегата шнек (винт Архимеда).

При его вращении происходит продавливание смеси от приемного бункера в трубы. Все точно также как при проходе продуктов от приемной воронки мясорубки к ее режущему узлу (или при наполнении оболочки домашней колбасы, такой пример даже правильнее, в роли фарша только бетонная смесь).

Виды подачи бетона

Бетон является основой всех строительных работ. С его помощью сооружаются различные конструкции, отличающиеся высокой прочностью, стойкостью к всевозможным механическим и атмосферным воздействиям. Для приготовления, подачи, заливки и трамбовки бетонной смеси используется специализированная техника. Ниже более подробно рассмотрены способы закачки бетона к месту укладки, а также их особенности.

Как выбрать оборудование?

Выбор механизмов для перевозки и заливки бетоном должен основываться на соблюдении некоторых правил:

  1. Нельзя допускать расслаивание смеси и вытекания цементного молочка.
  2. Следует в точности сохранить качества раствора.
  3. Важно корректно рассчитать время доставки цемента до момента его схвачивания.
  4. Следует обеспечить защиту от атмосферного влияния. Например, летом нужна защита от ультрафиолета, зимой – от циклов замерзания и оттаивания.

Следует знать, что существует два способа транспортировки:

  1. Непрерывный процесс. Для его осуществления используются трубопроводы, шланги или конвейеры. Способ актуален, если место смешения раствора расположено вблизи стройплощадки, а также при выполнении масштабных работ.
  2. Циклический процесс. Метод включает в себя два этапа. Изначально осуществляется транспортировка смеси к стройплощадке на автомобильных самосвалах, бетоновозах, бетоносмесителях или в специальных емкостях на баржах, авто или ж/д платформах. На второй стадии осуществляется подача смеси на объект шлангом, соединенным с автокраном, бетононасосом, бетоноукладчиком и т. п.

Определившись с правильной транспортировкой раствора, можно сделать выбор спецоборудования, которое обеспечит сохранность смеси и максимальную экономию средств, трудозатрат. При этом важно учесть вид и расположение возводимого сооружения, объемы и скорость выполнения работ.

Транспортировочный процесс

Схема транспортировочного процесса и доставки рабочей смеси осуществляется в несколько этапов:

  1. Приемка цемента из бетоносмесителя.
  2. Перевозка к месту бетонирования спецтранспортом.
  3. Выгрузка цемента шлангом на месте кладки.

При этом подавать цемент можно по двум схемам с разной себестоимостью. Транспортировку можно организовать так, чтобы цементный раствор подавался с места раздачи непосредственно в блок бетонирования. Для этого используются подъемники, краны с бадьями, траспортеры, вибропитатели, бетоноукладчики, мототележки, бетононасосы.

Более дорогая схема включает промежуточную стадию перегрузки смеси между ее приемкой и подачей. Поэтому, помимо вышеперечисленного оборудования, применяются еще транспортировочные средства.

Транспортировка по трубопроводу

Трубопроводы для закачки бетона все чаще стали применяться на современных стройплощадках. Этот способ доставки наделен рядом преимуществ. Прежде всего, существует возможность транспортировки смеси как вертикально на разную высоту, так и горизонтально на любое расстояние. По бетоноводам (шлангам) можно закачивать цемент даже в труднодоступные места. При наличии на объекте бетоносмесительной установки процесс осуществляется непрерывно. Для этого используется один шланг или трубопровод, что существенно сокращает затрачиваемое время и себестоимость работ.

Единственной необходимостью является использование специальных насосов для перекачки растворов к месту кладки. К ним относятся пневмонагнетатели, бетононасосы и прочие транспортные коммуникации. Наиболее популярны насосы на маслогидравлическом приводе. Механические нагнетатели менее востребованы из-за более быстрого износа. Эти устройства присоединяются к подающим шлангам или стальным бетоноводам, куда цемент нагнетается из бетоносмесителя.

Автотранспортная доставка

Для перевозки и закачки готового кладочного раствора используются самосвалы, специализированные бетоновозы, бетоносмесители и прочие спецемкости на автоплатформах со шлангом.

Каждый вид техники имеет свои особенности. Например, самосвалы наиболее популярны. Однако они менее приспособлены для выполнения транспортировки. Потери смеси составляют 2% из-за расслаивания, испарения воды летом и быстрого остывания зимой. Более того, их нужно чистить вручную.

Подать цемент можно более конструкционно совершенным автобетоновозом. Он оснащен специальным кузовом, форма которого обеспечивает быструю подачу цемента без применения ручного труда. Расслаивание цемента исключается. Крышка защищает от потери влаги и возможного охлаждения.

Наиболее дорогостоящими являются автобетоносмесители. Их использование целесообразно, только если транспортировка осуществляется по городу или на расстояние до 70 км. Особенность этого вида транспорта заключается в том, что в машину загружается сухая смесь, а вода добавляется непосредственно перед выгрузкой. Это позволяет получить максимально качественный раствор на выходе.

Использование контейнеров и прочих спецемкостей наиболее экономически невыгодно при масштабном строительстве, так как требуется большое их количество.

Доставка краном и подъемниками

Бетон кран представляет собой башенные или стреловые механизмы, оснащенные бадьей для цементного раствора. Особенность этих самоходных устройств заключается в дозированной подаче смеси в кладочный блок с последующим ее распределением. Перемещение цемента возможно в горизонтальной и вертикальной плоскости.

Специальные бадьи бывают двух типов:

  • неповоротная подающая бадья, подача с ее помощью осуществляется только в горизонтальной плоскости;
  • поворотная бадья, оснащенная вибратором. Отличается возможностью горизонтальной загрузки и вертикального перемещения с дальнейшей выгрузкой на разную высоту.

Для строго горизонтального перемещения бетона предназначены спецподъемники. Например, стоечные устройства, оснащенные ковшами или контейнерами, подымают смесь для кладки межэтажных перекрытий. Для перевозки между строительными блоками используются тачки-рикши, тележки и мотороллеры.

Использование ленточных конвейеров

Данный тип устройств применяется в промышленном и жилом строительстве, в план которых включено сооружение небольших точечных конструкций. Передвижные конвейеры оснащаются гладкой или ребристой лентой длиной 6—15 м, шириной 40— 50 см. Высоту заливки допустимо изменять в диапазоне от 1,5 до 4 м. Особенность конвейерной заливки заключается в возможности осуществления непрерывного процесса. При этом смесь требуемой толщины течет равномерно.

Преимуществом конвейера является сведение потерь раствора к минимуму за счет организации процесса самочистки ленты с возвращением остатков заливки в блок ее выдачи.

Однако у этого способа есть некоторые нюансы. Четкое следование инструкциям позволяет предупредить возможность расслоения смеси. Например, подвижность заливки должна составлять 6 см или менее. Угол наклона ленты на подъеме и спуске для смеси с подвижностью до 4 см должен составлять 18° и 12°, соответственно. При этом параметре в диапазоне 4—6 см поднять ленту можно до 15°, а опустить — до 10°. При этом подающая лента должна двигаться со скоростью менее 1 м/с. Для выгрузки следует использовать направляющие щитки с высотой козырьков более 0,6 м. При этом цемент не должен стекать с транспортировщика.

К минусам такой организации процесса доставки раствора следует отнести отсутствие возможности распределения бетона по бетонируемой площадке. Если обрабатывается большая территория, конвейеры нужно переставлять вручную, что вызывает дополнительные трудозатраты и задерживает строительство.

Наиболее эффективны бетоноукладчики. Эти машины рекомендованы к применению для укладки монолитных фундаментов для зданий и технологического оборудования. Бетоноукладчик — это машина, оснащенная вращающейся платформой, устройством для приема и заливки цемента в места бетонирования на ленточном телескопическом конвейере.

Вывод

Подача и выгрузка бетонного раствора на строительном участке являются важными этапами. Соблюдения условий доставки определяет качество смеси, следовательно, прочность готовой конструкции. Правильно выбранный способ и машина для подачи определяют темпы строительных работ, количество трудозатрат, следовательно, себестоимость работ.